Авиация

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АВА
АВВ
АВГ
АВД
АВЕ
АВИ
АВК
АВЛ
АВН
АВО
АВР
АВС
АВТ
АВУ
АВШ

Авиация санитарная, предназначена для оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи населению. В СССР Авиация с. была организована в 1930 при Исполкоме Красного креста и Красного полумесяца СССР. Основное назначение Авиация с. — эвакуация больных и раненых из отдалённых и труднодоступных районов, доставка туда врачей для оказания неотложной медицинской помощи, перевозка медицинских грузов. В военное время Авиация с. является во многих случаях единственным средством эвакуации раненых. В США и некоторых других странах Авиация с. входит в соединения транспортной авиации. В СССР станции Авиация с. с 1963 были реорганизованы в отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных, краевых и республиканских больниц. В СССР к 1968 насчитывалось 164 таких отделения, располагающих хорошо оборудованными самолётами и вертолётами; используются и реактивные пассажирские самолёты с герметической кабиной (Ту-104 и др.).

  Начальный период развития Авиация Практически Авиация начала развиваться лишь в 20 в. Но мечта человека подняться в воздух существовала на протяжении многих веков и нашла своё выражение в сказках и легендах народов многих стран мира. Изображения крылатого человека встречаются в наскальных рисунках пещерных людей. Известен древнегреческий миф о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся к Солнцу на крыльях из птичьих перьев, скреплённых воском. В древности и в средние века в Китае и других странах для военных целей применялись воздушные змеи. Итальянский художник, учёный и инженер Леонардо да Винчи оставил эскизные наброски летательных аппаратов, приводимых в действие мускульной силой, вертолёта с механическим приводом, предложил идею парашюта. Великий русский учёный М. В. Ломоносов в 1754 построил модель вертолёта с пружинным заводом и практически доказал осуществимость полёта такого аппарата.

  В конце 19 в. предпринимаются попытки создания безмоторных летатательных аппаратов тяжелее воздуха — планёров; производятся первые теоретические изыскания в этой области. Значительный вклад в теорию и практику летания внёс немецкий учёный О. Лилиенталь. С 1891 по 1896 он спроектировал, построил и облетал несколько планёров. Изобретение и быстрое развитие паровой машины в 19 в. привело к попыткам создания самолётов с паровым двигателем. В России морской офицер Авиация Ф. Можайский в 1881 получил патент на такой летательный аппарат, названный им воздухо-летательным снарядом (рис. 1). В 1885 его аппарат был построен, но потерпел аварию при взлёте. В 1894 в Англии конструктор Х. Максим построил гигантский самолёт с паровой машиной, также потерпевший аварию при взлёте. Французский изобретатель К. Адер пытался летать на аппарате с крылом, напоминавшим крыло летучей мыши. «Авьон» Адера пролетел (1897) несколько десятков м и разбился. Построить более или менее удачную конструкцию не удавалось из-за несовершенства двигателей: паровые машины были слишком тяжелы и не могли удовлетворить требованиям Авиация

Рис. 1. Воздухолетательный снаряд Авиация Ф. Можайского. Авиация.

Рис. 1. Воздухолетательный снаряд Авиация Ф. Можайского.

  Совершенствование двигателей внутреннего сгорания, нашедших широкое применение к концу 19 в. в первую очередь в автомобилях, сделало возможным создание лёгкого и в то же время достаточно мощного авиационого двигателя. Первыми поставили на самолёт двигатель внутреннего сгорания американские механики братья У. и О. Райт (рис. 2). 17 декабря 1903 состоялся первый успешный полёт их самолёта с двигателем, работавшим на керосине. Продолжая работать над своим самолётом, братья Райт добились к 1908 устойчивого управляемого полёта продолжительностью до 1,5 часов. Вслед за ними в Европе, главным образом во Франции, один за другим строят самолёты Авиация Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. 25 июля 1909 французский конструктор-лётчик Л. Блерио на своём самолёте монопланной схемы «Блерио-XI» перелетел через пролив Ла-Манш из Франции в Англию (рис. 3). В России в 1909—14 появился ряд оригинальных самолётов конструкции Я. М. Гаккеля (рис. 4), Д. П. Григоровича, В. Авиация Слесарева, И. И. Стеглау. В 1910 Б. Н. Юрьев спроектировал первый в России вертолёт. В 1913 совершил свой первый полёт тяжёлый самолёт И. И. Сикорского «Русский витязь». Популяризации и развитию отечественной Авиация способствовали полёты русских лётчиков М. Н. Ефимова, Н. Е. Попова, Г. В. Алехновича, Авиация В. Шиукова, Б. И. Россинского, С. И. Уточкина и др. 9 сентября 1913 русский лётчик П. Н. Нестеров на самолёте «Ньюпор-4» уверенно осуществил «мёртвую петлю», названную впоследствии петлей Нестерова.

Рис. 2. Аэроплан братьев У. и О. Райт. Авиация.

Рис. 2. Аэроплан братьев У. и О. Райт.

Рис. 3. Самолёт «Блерио-ХI». Авиация.

Рис. 3. Самолёт «Блерио-ХI».

Рис.4. Самолет Я. М. Гаккеля «Гаккель-2». Авиация.

Рис.4. Самолет Я. М. Гаккеля «Гаккель-2».

  Развитие Авиация в начале 20 в. шло вслепую, наугад. Первые самолёты строились эмпирически, без каких-либо расчётов. Научной базы для самолётостроения практически не было. Всё это приводило к большому количеству аварий и катастроф.

  Однако учёные многих передовых стран мира в 19 — начале 20 вв. начали теоретические и экспериментальные изыскания в области Авиация: в СШАС. Ленгли и О. Шанют, в Англии — Дж. Кейли, во Франции — Авиация Эйфель, в Германии — Л. Прандтль и др. Решающий вклад в дело развития аэродинамической науки внесли русские учёные профессор Н. Е. Жуковский и его ученик академик С. Авиация Чаплыгин. В 1902 при Московском университете по инициативе Жуковского была построена первая в России аэродинамическая труба, а в 1904 организован аэродинамический институт в Кучино под Москвой. Жуковский впервые ввёл в аэромеханику эксперимент как метод исследования. К началу 1-й мировой войны он опубликовал работы, посвящённые теории полёта самолёта, устойчивости и другим проблемам Авиация («К теории летания», 1890; «О парении птиц», 1891; «О присоединённых вихрях», 1906, и др.). Труды Жуковского и других учёных в России и за рубежом позволили начать конструирование самолётов на научной основе.

  Авиация в годы 1-й мировой войны. 1-я мировая война, начавшаяся в 1914, дала резкий толчок развитию Авиация: были показаны широкие возможности применения самолётов в военных целях. Вначале ими пользовались наряду с аэростатами для разведки и корректировки артиллерийского огня, в дальнейшем стали вооружать пулемётами и бомбами. Для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками создавались специальные, небольшого размера вооружённые пулемётами самолёты-истребители. Первое место в развитии тяжёлых самолётов заняла Россия. Построенный в 1913 тяжёлый 4-моторный самолёт Сикорского «Илья Муромец» (рис. 5) не имел равных в мире; он поднимал до 800 кг бомб, был вооружён 3—7 пулемётами и имел экипаж 8 человек. Впервые построенные в России и широко применявшиеся в боевых действиях на море летающие лодки Григоровича М-5 (1915) и М-9 (1916) были лучшими гидросамолётами своего времени. Наиболее известными иностранными самолётами периода 1-й мировой войны были французские самолёты «Фарман», «Вуазен» и «Ньюпор», английский «Сопвич», немецкий «Фоккер», скорости которых достигали 90—120 км/ч. Военные самолёты в России строились главным образом по французским образцам.

Рис.5. Самолет И. И. Сикорского «Илья Муромец». Авиация.

Рис.5. Самолет И. И. Сикорского «Илья Муромец».

  Одновременно с развитием авиационной техники учёные России и других стран проводили теоретические исследования и экспериментальные работы в области аэродинамики и прочности самолёта. Научные труды Жуковского [«Динамика аэропланов в элементарном изложении» (ст. 1, 1913; ст. 2, 1916), «Вихревая теория гребного винта» (1912) и др.] оказали огромное влияние на развитие мировой авиационной науки. Жуковский вооружил конструкторов методом расчёта лётных данных самолётов. Его ученик В. П. Ветчинкин работал в области теории самолёта и воздушного винта, расчёта их прочности. Чаплыгин продолжал развивать теорию крыла. Его труд «О газовых струях» (1902) намного опередил подобные работы учёных стран Западной Европы и США. Проводились исследования моделей различных схем самолётов в аэродинамических трубах. Шли работы по усовершенствованию воздушных винтов, первых парашютов и пр. В результате за годы 1-й мировой войны лётные данные самолётов значительно улучшились: скорость истребителей выросла с 90—120 до 200—220 км/ч, потолок — с 2 до 7 км.

Успешное применение Авиация на фронтах определило её большое значение как нового рода боевого оружия. Англия, Франция, Германия создали и за годы войны значительно расширили авиационную промышленность. Было налажено производство авиационных двигателей и приборов, созданы научно-исследовательские базы и институты. В России перед Великой Октябрьской социалистической революцией постройка и сборка самолётов производились на заводах: Русско-Балтийском вагонном, Щетинина и Лебедева (в Петрограде), «Дукс» (в Москве), «Анатра» (в Одессе) и в нескольких мелких мастерских других городов. Однако эти заводы и мастерские были слабо оснащены, а частая смена типов выпускавшихся самолётов затрудняла разработку прогрессивных технологических процессов. Особенно отрицательно сказывалось отсутствие авиационных двигателей, а также некоторых дефицитных материалов и приборов, ввозившихся до войны из-за границы. Не хватало квалифицированных инженеров, техников и рабочих.

  Авиация в период 1918—41. Коммунистическая партия, Советское государство, лично В. И. Ленин проявляли большую заботу о развитии Авиация В 1918 создана Коллегия воздушного флота, перед которой поставлена задача наведения порядка в авиационных делах и прежде всего сбора со всех фронтов самолётов, двигателей и запасных частей к ним. На первых порах на авиационных заводах налаживалось производство самолётов по трофейным образцам, одновременно приобретались лицензии на постройку самолётов иностранных марок. В мае 1918 создано Главное управление рабоче-крестьянского Красного воздушного флота, а в июне Совнаркомом издан декрет о национализации авиационных предприятий. В том же году при прямом участии В. И. Ленина основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), впоследствии ставший крупнейшим центром авиационной науки. Возглавлял ЦАГИ Н. Е. Жуковский. В 1919 по его инициативе создаётся Московский авиационный техникум, преобразованный позже (1922) в Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. Н. Е. Жуковского. Механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Н. Э. Баумана приобретает аэродинамическую специализацию. На его базе в 1930 создан Московский авиационный институт (МАИ) им. Серго Орджоникидзе. В 20-х гг. были организованы отечественные конструкторские бюро по самолётостроению: Авиация Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича. Первыми советскими самолётами были построенные в ЦАГИ лёгкий спортивный моноплан Туполева АНТ-1 (1923), 3-местные пассажирские самолёты В. Л. Александрова и В. В. Калинина АК-1 «Латышский стрелок» (1924) и Туполева АНТ-2 (1924). В 1923 Поликарпов построил истребитель И-1, в 1924 Григорович — истребитель И-2, в 1925 Туполев выпустил самолёт-разведчик АНТ-3 (Р-3) и тяжёлый бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). Скорость полёта наиболее быстроходных самолётов того времени не превышала 270 км/ч.

<a target=<a target=Самолеты довоенных лет.ТБ-3. Авиация." alt="Самолеты довоенных лет.ТБ-3." Авиация." alt="Самолеты довоенных лет. АК-1."

Самолеты довоенных лет.ТБ-3. Авиация.

Самолеты довоенных лет.ТБ-3.

Самолеты довоенных лет. И-15 бис. Авиация.

Самолеты довоенных лет. И-15 бис.

Самолеты довоенных лет. АК-1.

Расширился и фронт научно-исследовательских работ. 9 мая 1924 была заложена в ЦАГИ новая аэродинамическая лаборатория (ныне имени С. Авиация Чаплыгина). Затем там же были построены лаборатории испытания авиационных материалов и моторов, гидроканал и опытный завод. Огромную помощь в деле пропаганды идей Авиация и сборе денежных средств на постройку самолётов оказало государству созданное в марте 1923 «Общество друзей воздушного флота».

  На первых советских самолётах было совершено несколько дальних перелётов: Москва — Пекин (1925) на самолётах АК-1, Р-1 и Р-2 (с участием немецкого самолёта Ю-13); Москва — Токио — Москва (1927) на самолёте Р-3; Москва — Нью-Йорк (1929) на самолёте АНТ-4 и др. Эти перелёты продемонстрировали высокие качества отечественных самолётов и мастерство лётчиков. В годы 1-й пятилетки (1929—32) продолжалось совершенствование авиационной техники и налаживание её массового производства.

  Дальнейшее развитие Авиация в предвоенные годы и в годы 2-й мировой войны было обеспечено созданием целой серии авиационных двигателей конструкции В. Я. Климова (М-100, ВК-103, -105,-107), Авиация Д. Швецова (М-11, АШ-62,-82) и Авиация Авиация Микулина (АМ-34, -38, -39) и др., что освободило Советскую страну от иностранной зависимости в области авиамоторостроения. В 1930 основными самолётами Военно-воздушных сил стали: истребитель-биплан Поликарпова и Григоровича И-5 с двигателем М-22 мощностью 480 л. с., развивавший скорость 280 км/ч; двухместный разведчик-биплан Поликарпова Р-5 с двигателем М-17 мощностью 500 л. с., развивавший скорость 230 км/ч, и бомбардировщик Туполева монопланной схемы ТБ-1 с двумя двигателями М-17, поднимавший 1000 кг бомб при дальности полёта 1350 км. Все эти самолёты не уступали лучшим образцам зарубежной авиационной техники того времени, а во многом и превосходили их.

Самолеты довоенных лет. Р-5. Авиация.

Самолеты довоенных лет. Р-5.

Самолеты довоенных лет. И-5. Авиация.

Самолеты довоенных лет. И-5.

  Для дальнейшего развёртывания научно-исследовательских работ из ЦАГИ были выделены: конструкторское бюро (КБ) Туполева; отдел авиационных материалов, превращённый во Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), и авиамоторный отдел, ставший Центральным институтом авиационого моторостроения (ЦИАМ). Параллельно с крупными КБ Туполева и Поликарпова работало несколько небольших конструкторских групп под руководством В. В. Калинина, В. Б. Шаврова, Д. П. Григоровича, Авиация И. Путилова, Авиация С. Яковлева, при Московском и Харьковском авиационных институтах и др.

  К середине 30-х гг. 20 в. в СССР была создана мощная авиационная промышленность. Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро добились существенного улучшения лётных данных самолётов. Один за другим появились: истребители Поликарпова И-15, И-16 (1933) и И-153 (1938), достигавшие скоростей полёта 450—525 км/ч, фронтовой бомбардировщик Туполева — СБ грузоподъёмностью 500 кг и скоростью 420 км/ч, дальний бомбардировщик С.В . Ильюшина ДБ-3 грузоподъёмностью 500 кг при дальности полёта 4000 км и скорости 450 км/ч. На гражданских линиях летали пассажирские самолёты: 6-местный К-5 со скоростью 172 км/ч и дальностью полёта 1020 км, 9-местный АНТ-9 со скоростью 170 км/ч и дальностью полёта 830 км.

Самолеты довоенных лет. И-16. Авиация.

Самолеты довоенных лет. И-16.

Самолеты довоенных лет. К-5. Авиация.

Самолеты довоенных лет. К-5.

Самолеты довоенных лет. АНТ-9. Авиация.

Самолеты довоенных лет. АНТ-9.

Советские лётчики на самолётах отечественной конструкции совершили перелёты, прославившие нашу страну. С 5 марта по 13 апреля 1934 на самолётах АНТ-4, Р-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Берингова пролива ледокола «Челюскин». За отвагу и мужество, проявленные при спасении экипажа ледокола, постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 первое звание Героя Советского Союза было присвоено лётчикам Авиация В. Ляпидевскому, С. Авиация Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепнёву, М. В. Водопьянову, И. В. Доронину. Спустя 3 года, 18—20 июня 1937, лётчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман Авиация В. Беляков на самолёте АНТ-25 совершили перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), пролетев без посадки по прямой 8504 км за 63 ч 16 мин. Через месяц после этого перелёта (12—14 июля) лётчики М. М. Громов, Авиация Б. Юмашев и штурман С. Авиация Данилин на самолёте АНТ-25 пролетели без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), покрыв расстояние по прямой 10148 км за 62 ч 17 мин и установив мировой рекорд дальности беспосадочного полёта. 24—25 сентября 1938 на самолёте конструкции П. О. Сухого «Родина» лётчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и штурман М. М. Раскова совершили перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (район реки Амгунь). Самолёт пролетел по прямой без посадки 5908 км за 26 ч 29 мин, что было признано женским международным рекордом дальности полёта. 28—29 апреля 1939 лётчик В. К. Коккинаки и штурман М. Х. Гордиенко на самолёте конструкции Ильюшина ЦКБ-30 « Москва» совершили беспосадочный перелёт из Москвы через Гренландию в Северную Америку [о. Мискоу (Миску) в заливе Святого Лаврентия, Канада], пролетев за 22ч 56 мин около 8 тыс. км (по прямой 6516 км). Все эти и другие перелёты тех лет свидетельствовали о мастерстве и отваге советских лётчиков, о крупных научных и технических достижениях отечественной Авиация, радиосвязи и метеослужбы.

Самолеты довоенных лет. АНТ-25. Авиация.

Самолеты довоенных лет. АНТ-25.

  За рубежом, в Англии, Франции, США, Германии и других странах, в 20—30-е гг. 20 в. было создано несколько сот типов военных и гражданских самолётов, многие из которых выпускались большими сериями. Среди иностранных самолётов выделялись английский «Супермарин S. 6В» (в 1931 на нём был установлен рекорд скорости — 656 км/ч), американской фирмы «Райан», на котором в 1927 лётчик Ч. Линдберг впервые перелетел через Атлантический океан из США в Европу, и пассажирский ДС-3 американской фирмы «Дуглас», на долгие годы ставший основным самолётом гражданской Авиация многих стран мира.

  Первоначально большинство самолётов строилось по бипланной схеме, но к середине 30-х гг. определился решительный и окончательный переход от биплана к моноплану. Это было обусловлено достижениями аэродинамики, строительной механики и двигателестроения. Были созданы точные методы расчёта на прочность. Разработка и применение на самолётах тормозных колёс и механизации крыла (щитков, закрылков, предкрылков) позволили увеличить удельную нагрузку на крыло с 700—1000 до 1400—1700 н/м2 и тем самым повысить скорость полёта. Важнейшим достижением аэродинамики, обеспечившим снижение аэродинамического сопротивления самолёта на 20—25%, было решение проблемы уборки шасси в полёте и внедрение винтов изменяемого шага. Росту скорости полёта способствовало также усовершенствование капотирования двигателей, переход к закрытым фонарям кабин и обтекаемым, зализанным формам фюзеляжей, применение гладкой обшивки крыла и потайной клёпки. Всё это позволило добиться увеличения скорости самолётов на 20—30% при той же мощности двигателей. Продолжалось дальнейшее совершенствование методов расчёта и проектирования авиационных двигателей. Конструкторам совместно с учёными удалось повысить мощность серийных двигателей с 700—800 до 2000 л.с. с одновременным уменьшением удельной массы с 0,9 до 0,5 кг/л.с.

В те же 30-е гг. советские учёные решили ряд важнейших принципиальных вопросов Авиация, в частности проблему избавления от флаттеравибраций крыла и оперения с нарастающей амплитудой в потоке воздуха — и выхода из штопора, обеспечивших быстрый качественный рост отечественного самолётостроения. Изучение флаттера проводилось ещё в 20-х гг. Ветчинкиным и Чаплыгиным, а в 1931 в ЦАГИ была организована специальная группа. Теоретические и экспериментальные исследования, проведённые этой группой, в которую входили М. В. Келдыш, Е. П. Гроссман и др., позволили выработать рекомендации для конструкторов, навсегда излечившие самолёты от опасного явления вибраций. Начало практическому изучению выхода самолёта из штопора положил (1916) русский лётчик К. К. Арцеулов. Решение проблемы штопора было изложено в трудах советских учёных-аэродинамиков В. С. Пышнова и Авиация Н. Журавченко. Исследования режимов штопора проводились в специально построенной аэродинамической трубе ЦАГИ.

  В ЦАГИ также продолжались и начатые ещё в 20-е гг. работы по созданию первых отечественных вертолётов. Было построено несколько опытных конструкций вертолётов И. П. Братухина и Б. Н. Юрьева: ЦАГИ 1-ЭА (1930), ЦАГИ 5-ЭА (1933), ЦАГИ 11-ЭА (1936), «Омега» (1941) и др. Инженер Авиация М. Черёмухин на вертолёте ЦАГИ 1-ЭА 14 августа 1932 установил мировой рекорд высоты, равный 605 м.

Важную роль в практическом использовании научных исследований, их технической реализации сыграла разработка группой специалистов ЦАГИ и других институтов в 1940—1941 «Руководства для конструкторов», унифицировавшего методику проектирования, постройки и испытания самолётов.

  Участие советских добровольцев на самолётах И-15, И-16 и СБ в Национально-революционной войне в Испании (1936—39) позволило в боевых условиях проверить качество авиационной техники. Если вначале лётчики республиканской авиации на советских самолётах-истребителях успешно били противника, то вскоре появление немецкого самолёта Ме-109Е с большей скоростью и более мощным вооружением изменило положение и позволило фашистской авиации завоевать господство в воздухе.

Самолеты периода второй мировой войны. Ме-109. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Ме-109.

  В 1939 ЦК ВКП(б) и правительство приняли экстренные меры по укреплению советской авиационной промышленности. Конструирование новых образцов самолётов было поручено нескольким КБ. Среди них успешно справились с ответственным заданием коллективы КБ под руководством С. В. Ильюшина, С. Авиация Лавочкина, Авиация И. Микояна, В. М. Петлякова и Авиация С. Яковлева. В результате принятых мер за 1,5—2 года были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство истребители ЛаГГ-З, МиГ-З, Як-1, бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ил-4, штурмовик Ил-2.

Самолеты периода второй мировой войны. Пе-2. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Пе-2.

Самолеты периода второй мировой войны. Ил-4. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Ил-4.

Самолеты периода второй мировой войны. Ил-2. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Ил-2.

Самолеты периода второй мировой войны. Як-1. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Як-1.

  К началу Великой Отечественной войны Авиация, опираясь на последние достижения науки, полностью перешла на монопланную схему самолётов с убирающимся шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарём и т. д. Скорость истребителей достигла 600—650 км/ч, потолок 11—12 км. Скорость бомбардировщиков достигла 550 км/ч, дальность полёта 3—4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3—4 т. В это время Ильюшиным был создан уникальный самолёт-штурмовик Ил-2, оснащённый мощной бронёй и вооружением. Он предназначался для борьбы с танками.

  Авиация в годы Великой Отечественной войны. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 поставило отечественную Авиация в тяжёлое положение: большие потери боевых самолётов на аэродромах в первые дни войны невозможно было быстро возместить; новые типы самолётов производились ещё в небольших количествах. Однако героический труд рабочих и инженерно-технических работников авиационной промышленности по выпуску самолётов в тяжёлых условиях 1-го периода войны, эвакуации в восточные районы страны, суровой зимы уже в начале 1942 дал свои результаты: поступление новых самолётов на фронт день ото дня увеличивалось.

  Самолёты были просты по конструкции и построены из недефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зарубежных, в особенности от американских. Вследствие хорошей технологической отработки совершенствование самолётов в условиях массового производства удалось осуществить без потерь во времени и без снижения количественного выпуска.

  Советские самолёты (Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3, Як-9, МиГ-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2) имели более высокое качество в отношении аэродинамики, веса и оружия, чем немецкие (Ме-109, ФВ-190, Ю-87 и Ю-88). Полностью оправдала себя техническая политика, предусматривавшая создание лёгких, манёвренных, хорошо вооружённых истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. Лучшими истребителями у союзников были: английский «Спидфайр», американские «Эркобра» и «Мустанг», а бомбардировщиками — американские В-17 и В-29, английские «Ланкастер» и «Москито».

Самолеты периода второй мировой войны. Як-3. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Як-3.

Самолеты периода второй мировой войны. МиГ-3. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. МиГ-3.

Перевозки грузов Авиация т. выросли с 1940 по 1967 в 14 раз, перевозка пассажиров (за тот же период) в междугородном сообщении — в 38 раз, во внутригородских перевозках (только автобусами) — в 43 раза. В 1967 доля Авиация т. в перевозках составила 78,5% от общего объёма перевозок. Авиация т. перевозил почти в 4 раза больше грузов, чем все остальные виды транспорта. Но поскольку средняя дальность перевозок Авиация т. намного меньше, чем всех других видов транспорта, и составляла 14,2 км (1967) при средней дальности на железнодорожном транспорте 830 км, морском 2013 морских миль (3718 км), речном 493 км, то его грузооборот (в т · км) составлял лишь 5,3% общего грузооборота всех видов транспорта СССР. Высока скорость доставки грузов Авиация т. Если принять скорость доставки грузов по железным дорогам в обычных поездах за 100%, то на Авиация т. в междугородных перевозках она составит 180—200%. На коротких расстояниях (10—20 км) скорость доставки грузов Авиация т. во много раз выше, чем любым другим видом транспорта. В 1967 Авиация т. общего пользования (автобусы и таксомоторы) перевезли в СССР 23 млрд. пассажиров. Постоянно действующие маршруты междугородных перевозок пассажиров автобусами достигли (1968) общей протяжённости свыше 1,5 млн. км. На Авиация т. Советского Союза работает свыше 5 млн. человек (1967). Сфера действия Авиация т. расширилась. Хотя трудоёмкость и денежные затраты на Авиация т. выше, чем у других видов транспорта (из-за относительно малой грузоподъёмности и вместимости автомобилей, перевозящих грузы на сравнительно небольшие расстояния), перевозки Авиация т. экономически выгодны, т. к. доставка грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок не только уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, но и сокращает время нахождения груза в пути.

Самолеты периода второй мировой войны.Ту-2.

Самолеты периода второй мировой войны. Ла-5. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Ла-5.

Самолеты периода второй мировой войны. Ю-88. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. Ю-88.

Самолеты периода второй мировой войны. В-17. Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. В-17.

Самолеты периода второй мировой войны. «Спидфайр» (Англ.). Авиация.

Самолеты периода второй мировой войны. «Спидфайр» (Англ.).

  В целом за годы 2-й мировой войны Авиация как в СССР, так и за рубежом продолжала развиваться, базируясь на предвоенных научных исследованиях. К концу войны отдельные самолёты с поршневыми двигателями (истребители Ла-9 и Як-3) достигли скорости 690—720 км/ч. Дальнейшее повышение скорости ограничивалось чрезмерным ростом габаритов и веса поршневых двигателей, резким снижением кпд винта.

  Развитие Авиация с реактивными двигателями. Качественный скачок, ознаменовавший собой начало технической революции в Авиация, произошёл, когда появился мощный и лёгкий реактивный двигатель, не требовавший к тому же винта. Уже во 2-й половине 30-х гг. в СССР, Англии, Германии, Италии и США шла напряжённая работа по созданию реактивных двигателей. Большой вклад в разработку реактивных двигателей внесли советские учёные и конструкторы. Б. С. Стечкин разработал теорию воздушного реактивного двигателя и в 1929 опубликовал одноимённую статью. Пионером создания отечественных турбореактивных двигателей (ТРД) является Авиация М. Люлька, который в 1937 начал работать над своим первым авиационным ТРД. В 1939 появились немецкие ТРД и жидкостно-реактивные двигатели (ЖРД) фирм БМВ, Юнкерс и английский ТРД конструктора Ф. Уиттла.

  Первый в СССР реактивный полёт был осуществлен в феврале 1940 лётчиком В.П. Федоровым на ракетоплане СК-9 конструкции С. П. Королёва, впоследствии известного создателя космических кораблей. 15 мая 1942 лётчик Г. Я. Бахчиванджи совершил первый полёт на экспериментальном самолёте БИ-1 с ЖРД. Самолёт был создан конструкторским коллективом под руководством В. Ф. Болховитинова. Однако дальнейшее развитие Авиация пошло по пути применения ТРД. За рубежом первые полёты самолётов с реактивными двигателями были совершены: в Италии — «Кампини-Капрони» КК-1 и КК-2 (1940—41), в Англии — «Глостер» с ТРД Ф. Уиттла (1941), в США — «Эркомет» с ТРД Ф. Уиттла (1942). Созданные в 1941—42 немецкие самолёты с ТРД Ме-262, Ме-163 и английский «Метеор» принимали участие в боевых действиях 2-й мировой войны, 7 ноября 1945 на специальном самолёте «Глостер Метеор IV» с ТРД был установлен мировой рекорд скорости 969,9 км/ч. Первые советские самолёты с ТРД Як-15 и МиГ-9 поднялись в воздух 24 апреля 1946. Эти самолёты по аэродинамической схеме не отличались от обычных самолётов с поршневыми двигателями, но имели скорость полёта на 100—200 км/ч большую.

<a target=<a target=Самолеты послевоенных лет. Як-11. Авиация." alt="Самолеты послевоенных лет. Як-11." Авиация." alt="Самолеты послевоенных лет. МиГ-9."

Самолеты послевоенных лет. Як-11. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Як-11.

Самолеты послевоенных лет. Як-18 ПМ. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Як-18 ПМ.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-9.

Самолеты послевоенных лет. Як-15. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Як-15.

  Резкое повышение скоростей полёта поставило перед наукой и конструированием новые проблемы: на скоростях полёта свыше 700 км/ч начинало сказываться явление сжимаемости воздуха, повышалось сопротивление, ухудшались устойчивость и управляемость. Приближение скорости полёта к скорости звука требовало изыскания новых форм самолётов. Многочисленные научные работы и экспериментальные исследования показали, что в таких условиях полёта крылья самолётов должны иметь тонкий профиль и стреловидную форму в плане. В декабре 1948 на эксперименальном реактивном самолёте «176» С. Авиация Лавочкина, имевшем крыло со стреловидностью 45°, при полёте со снижением достигнута скорость звука. В 1947—48 появились новые советские реактивные самолёты Ла-15 и МиГ-15 со стреловидностью крыла 35°, имевшие мощное вооружение и развивавшие скорость до 1050 км/ч. Одновременно с ними выпускались: реактивный истребитель с прямым крылом Як-23 и реактивные бомбардировщики Ил-28 и Ту-14. В этот же период была решена задача спасения лётчиков при авариях на больших скоростях полёта — появились первые катапультируемые сидения.

Самолеты послевоенных лет. Ил-28. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Ил-28.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-15. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-15.

  Авиация сверхзвуковых скоростей. Успехи в аэродинамике и создании новых, более мощных реактивных двигателей позволили преодолеть «звуковой барьер». Авиация стала сверхзвуковой: скорость самолёта в горизонтальном полёте превысила скорость звука. Построенный в начале 50-х гг. первый в Советском Союзе самолёт со сверхзвуковой скоростью полёта — одноместный истребитель МиГ-19 — имел стреловидность крыла 55° и скорость полёта до 1450 км/ч. В это же время создаются новые советские самолёты со стреловидными крыльями: Як-25 — двухместный, всепогодный истребитель-перехватчик и Ту-16 — дальний бомбардировщик.

Самолеты послевоенных лет. Як-25. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Як-25.

Самолеты послевоенных лет. Ту-16. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. Ту-16.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-19. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-19.

  Последующие годы развития Авиация ознаменовались новыми достижениями в решении сложных задач дальнейшего увеличения скорости, дальности и высоты полёта. На воздушных парадах в Тушине (1961) и Домодедове (1967) были продемонстрированы новейшие образцы советской боевой авиационной техники, среди них: сверхзвуковой истребитель МиГ-21 с треугольным крылом, сверхзвуковой многоцелевой самолёт Як-28, истребитель-бомбардировщик Су-7. Были впервые показаны самолёты вертикального взлёта и посадки и лёгкие истребители с изменяющейся геометрией крыла в полёте. На одном из показанных самолётов — одноместном истребителе-перехватчике Е-266 конструкции Микояна — в октябре 1967 установлено 3 мировых рекорда: высоты 30010 м (с грузом в 2 т), скорости 2930 км/ч (по 500-км замкнутому маршруту) и скорости 2910 км/ч (по 1000-км замкнутому маршруту). Из зарубежных самолётов 2-й половины 60-х гг. наиболее интересны американские истребители-бомбардировщики «Фантом»F-4, многоцелевые самолёты F-111 с изменяемой геометрией крыла в полёте и дальний самолёт-разведчик SR-71. Для французской военной Авиация характерно появление целой серии истребителей «Мираж-III» и стратегических бомбардировщиков «Мираж-IV». В Англии создан самолёт с вертикальным взлётом и посадкой «Харриер».

Самолеты послевоенных лет. МиГ-21. Авиация.

Самолеты послевоенных лет. МиГ-21.

  К середине 60-х гг. самолёты достигли скорости полёта 3000—3500 км/ч, потолка свыше 30 000 м, дальности свыше 10 000 км, а с дозаправкой горючего в воздухе — практически неограниченной. На рис. 6 приведены диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков с начала 20-х до начала 60-х гг.

Рис. 6. Диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков. Авиация.

Рис. 6. Диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков.

  Гражданская Авиация в 50—60-х гг. Параллельно с военной Авиация во всём мире в послевоенные годы началось бурное развитие гражданской Авиация До Великой Отечественной войны гражданский воздушный флот в СССР был развит слабо. Известное влияние на его развитие в середине 30-х гг. оказала постройка 24-местного самолёта Ли-2 (по американской лицензии на самолёт фирмы Дуглас ДС-3). Значительное развитие отечественной гражданской Авиация началось в конце войны, когда был создан двухмоторный самолёт Ильюшина Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 вышли на линии «Аэрофлота» и вместе с Ли-2 стали основными гражданскими самолётами в СССР. Но эти сравнительно маломестные и тихоходные самолёты не могли удовлетворить возросшие в 50-х гг. потребности в воздушных перевозках пассажиров и грузов. На смену им пришли самолёты с реактивными двигателями. Первые полёты реактивных скоростных пассажирских самолётов — английской «Кометы» и советского Ту-104 — были совершены соответственно в 1949 и 1955. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800—900 км/ч, с 1956 стал основным самолётом на магистральных линиях «Аэрофлота». В 1957—59 появились пассажирские самолёты Ил-18, Ту-114, а также Ан-10, Ан-24, созданные коллективом КБ О. К. Антонова. Т. о., к началу 60-х гг. в Советском Союзе эксплуатировались 5 типов пассажирских самолётов с реактивными двигателями. Примечательно, что только один из них (Ту-104) был турбореактивный, остальные — турбовинтовые. Такое же преобладание турбовинтовых пассажирских самолётов характерно и для зарубежных стран: в Англии — «Британия» и «Вайкаунт», в США — «Электра». Во Франции первый турбореактивный пассажирский самолёт «Каравелла» стал родоначальником целой серии самолётов 2-го поколения (начало 60-х гг.), для которых характерно расположение экономичных двухконтурных двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Основные данные пассажирских самолётов, эксплуатировавшихся «Аэрофлотом» в 1968, приведены в таблице. Основные данные советских пассажирских самолетов (на январь 1969)

Тип самолета

Пассажировместимость (чел.)

Скорость (км/ч)

Максимальная дальность (км)

Турбовинтовые и турбореактивные

 

 

 

Ту-104Б

100

800

3100

Ил-18Д

122

650

6500

Ту-114

170

770

8950

Ан-10А

100

630

4000

Ан-24

50

450

2000

Ту-124

56

800

2100

Ту-134

72

870

3250

Ил-62

186

850

9200

Як-40

24

600

1500

Ту-154

164

1000

6000

Винтомоторные

 

 

 

Ил-14М

36

320

1750

Ли-2

24

220

2000

Ан-2

10

190

850

<a target=Самолеты гражданской авиации. ДС-8 (США). Авиация." alt="Самолеты гражданской авиации. Ту-154."

Самолеты гражданской авиации. ДС-8 (США). Авиация.

Самолеты гражданской авиации. ДС-8 (США).

Самолеты гражданской авиации. Ту-154.

Самолеты гражданской авиации. Ил-14. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ил-14.

Самолеты гражданской авиации. Ту-104. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ту-104.

Самолеты гражданской авиации. Ил-18. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ил-18.

Самолеты довоенных лет. Ли-2. Авиация.

Самолеты довоенных лет. Ли-2.

Самолеты гражданской авиации. Ил-62. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ил-62.

Самолеты гражданской авиации. Як-40. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Як-40.

Самолеты гражданской авиации. Ан-24. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ан-24.

Самолеты гражданской авиации. «Каравелла» (Франц.). Авиация.

Самолеты гражданской авиации. «Каравелла» (Франц.).

 

  Авиационной промышленностью Советского Союза в 1965 был построен самый большой в мире транспортный самолёт конструкции Антонова Ан-22 («Антей»). На «Антее» установлены 4 турбовинтовых двигателя мощностью 15 тыс. л.с. каждый. Он может перевезти полезный груз 80 т на расстояние 5000 км со скоростью 740 км/ч. На этом самолёте 26 октября 1967 установлен рекорд по подъёму на высоту 7800 м груза 100,4446 т. В 1968 совершил свой первый полёт самолёт Ту-154 с тремя реактивными двигателями (Н. Д. Кузнецова), рассчитанный на перевозку 164 человек со скоростью до 1000 км/ч на расстояние до 6000 км.

Самолеты гражданской авиации. Ан-22 («Антей»). Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ан-22 («Антей»).

В начале 50-х гг. широкое применение в народном хозяйстве (с.-х. работы, перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные районы и др.) и военном деле получили вертолёты конструкции М. Л. Миля — Ми-1 и Ми-4, конструкции Н. И. Камова — Ка-15, Ка-18 и др., позже гигантские винтокрылые машины Ми-6 (самый большой в мире), Ми-8 и Ми-10.

  Учебно-тренировочная А. Совершенствование военной и гражданской авиации неразрывно связано с подготовкой лётного и технического персонала. Первым советским учебным самолётом был строившийся по образцу трофейного английского «Авро-504» биплан У-1. В 1927 Поликарпов создал прославленный самолёт У-2 (впоследствии По-2) с мотором М-11 мощностью 100 л. с., ставший на долгие годы основной учебной машиной в СССР. Было выпущено около 33 000 самолётов По-2. Самолёт По-2 получил распространение не только в учебной Авиация, но и в народном хозяйстве как сельскохозяйственный, санитарный, связной и т. д. В годы Великой Отечественной войны он успешно применялся в качестве лёгкого ночного бомбардировщика.

Самолеты довоенных лет. По-2. Авиация.

Самолеты довоенных лет. По-2.

  С появлением в 30-х гг. скоростных истребителей-монопланов в КБ Авиация С. Яковлева (1935) был построен и испытан учебно-тренировочный самолёт для лётных школ — моноплан УТ-2 с тем же мотором М-11. Всего было выпущено свыше 7000 самолётов УТ-2. В 1946 создан новый учебно-тренировочный и спортивный самолёт Як-18, ставший родоначальником целого ряда учебных и спортивных самолётов, нашедших широкое применение как в СССР, так и за рубежом. В начале 60-х гг. были построены учебно-тренировочные самолёты с реактивными двигателями: в СССР — Як-30 и Як-32, в США — Т-33, Т-37, в Англии — «Джет Провост», во Франции — «Магистр», в Чехословакии — L-29 («Дельфин»), в Польше — TS-11 («Искра») и др.

Самолеты довоенных лет. УТ-2. Авиация.

Самолеты довоенных лет. УТ-2.

  В ряде стран в конце 60-х гг. продолжались напряжённые работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолётов (в СССР — Ту-144, в Англии и Франции — «Конкорд», в США — «Боинг-2707») со скоростью полёта 2500—3000 км/ч и дальностью полёта 6—8 тыс. км. Первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 состоялся 31 декабря 1968.

Самолеты гражданской авиации. Ту-144. Авиация.

Самолеты гражданской авиации. Ту-144.

 

  Лит.: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года. Сборник документов и материалов, под ред. В. Авиация Попова, М., 1956; Денисов Н. Н., На реактивных самолётах, М., 1956; Иллюстрированный авиационный словарь для молодёжи, М., 1956; Грин В., Кросс Р., Реактивные самолёты мира, пер. с англ., М., 1957; КПСС о вооруженных силах Советского Союза. Сборник документов. 1917—1958, М., 1958; Виноградов Р. И., Минаев Авиация В., Самолёты СССР, 2 изд., М., 1961; Софронов Е. В., Чудаков И. Б. В воздухе — самолёты Аэрофлота, М., 1967; Яковлев Авиация С., Цель жизни, М., 1967; Стефановский П. М., Триста неизвестных, М., 1968; Гражданская авиация СССР. 1917-1967, М., 1968; Авиация и космонавтика СССР, М., 1968; Яковлев Авиация С., 50 лет советского самолётостроения, М., 1968; Энергетическая, атомная, транспортная и авиационная техника. Космонавтика, М., 1969; Изаксон Авиация М., Советское вертолётостроение, М., 1964; Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 года, М., 1969; Wissmann G., Geschichte der Luftfahrt, B., 1960; Canby C., The history of flight, N. Y., 1963; Petit Е., Histoire mondiale de l'aviation, [P., 1967].

  Авиация С. Яковлев.

Так же Вы можете узнать о...


Аридный литогенез, образование осадочных горных пород на континентах и в морях, расположенных в областях с засушливым климатом, где испаряемость за год больше суммы атмосферных осадков.
Бухарская операция 1920, боевые действия частей Красной Армии (около 9 тыс.
Гидразосоединения, органические соединения, содержащие гидразогруппу —NH—NH—, связанную с двумя углеводородными радикалами RNH—NHR.
Дутов Александр Ильич [5(17).8.1879, станица Оренбургская, ныне Оренбургской области, — 7.
Капитулярии (позднелат. capitularia), законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов.
Кру (город в Великобритании) Кру (Crewe), город в Великобритании, в графстве Чешир.
Маун, род растений семейства валериановых; то же, что валериана.
Новоэкономическое, посёлок городского типа в Красноармейском районе Донецкой области УССР, в 12 км от ж.
Погружной насос, насос, преимущественно вертикального типа, устанавливаемый в буровых скважинах, шахтных колодцах, технологических ёмкостях ниже уровня подаваемой жидкости, что обеспечивает подъём жидкости с большой глубины, охлаждение узлов насоса и в ряде случаев подъём жидкости с растворённым в ней газом.
Рукав, ответвление русла реки. Возникает вследствие отложения наносов в русле в виде осередка или острова, а также при прорывах излучин.
Старицкое княжество, одно из последних удельных княжеств в России 16 в.
Улан-Батор, Улаанбаатар, столица МНР, главный политический, экономический и культурный центр страны.
Чепрак (от турецкого caprak), 1) средняя часть шкуры животного и выработанная из неё кожа.
Агрегатный станок, специальный металлорежущий станок, построенный на базе нормализованных кинематически не связанных между собой узлов (агрегатов).
Беотия (Boiōtia), область в Средней Греции.
Волочаевский бой 1922, бой 5—14 февраля в районе станции Волочаевка Амурской железной дороги, на подступах к Хабаровску, одна из последних операций Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики по освобождению Приморья.
Дварионас Балис Доминико [р. 6(19).6.1904, Лиепая], советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, народный артист СССР (1954).
Измерение, операция, посредством которой определяется отношение одной (измеряемой) величины к другой однородной величине (принимаемой за единицу); число, выражающее такое отношение, называется численным значением измеряемой величины.