Моцарт Вольфганг Амадей

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

В. А. Моцарт. Моцарт Вольфганг Амадей.

В. А. Моцарт.

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, — 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт Вольфганг Амадей выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

  Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарт Вольфганг Амадей обучил его отец — скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-летнего возраста Моцарт Вольфганг Амадей играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (в 8—9 лет Моцарт Вольфганг Амадей создал первые симфонии, а в 10—11 — первые произведения для музыкального театра). В 1762 начались гастроли Моцарт Вольфганг Амадей и его сестры — пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт Вольфганг Амадей выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769—77 он служил концертмейстером, в 1779—81 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 совершил три поездки в Италию; в 1770 был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт Вольфганг Амадей дирижировал своей оперой «Митридат, царь понтийский». К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории «Долг первой заповеди» (1-я ч., 1767, Зальцбург), латинской комедии «Аполлон и Гиацинт» (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля «Бастьен и Бастьенна» (1768, Вена), итальянских опер-буффа «Притворная простушка» (1769, Зальцбург) и «Мнимая садовница» (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа «Митридат» и «Луций Сулла» (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) «Асканий в Альбе» (1771, Милан), «Сон Сципиона» (1772, Зальцбург) и «Царь-пастух» (1775, Зальцбург); 2 кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт Вольфганг Амадей написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера «Безделушки» (1778). После постановки оперы «Идоменей, царь критский» в Мюнхене (1781) Моцарт Вольфганг Амадей порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарт Вольфганг Амадей «Похищение из сераля» (1782, Вена). В 1786 состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарт Вольфганг Амадей «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше. После Вены «Свадьба Фигаро» была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарт Вольфганг Амадей «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787). С конца 1787 Моцарт Вольфганг Амадей — камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт Вольфганг Амадей не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарт Вольфганг Амадей написать музыку для венского императорского театра — весёлую и изящную оперу «Все они таковы, или Школа влюблённых» (иначе — «Так поступают все женщины», 1790). Опера «Милосердие Тита» на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарт Вольфганг Амадей — «Волшебная флейта» (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

  Моцарт Вольфганг Амадей — представитель венской классической школы, его творчество — музыкальная вершина 18 в., детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения «Буря и натиск». Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарт Вольфганг Амадей, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарт Вольфганг Амадей сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль Моцарт Вольфганг Амадей сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарт Вольфганг Амадей переданы ощущение полноты жизни, радость бытия — и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

  Оперы Моцарт Вольфганг Амадей — синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере Моцарт Вольфганг Амадей отдаёт музыке — вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. По-своему развил Моцарт Вольфганг Амадей некоторые приёмы музыкальной драмы К. В. Глюка (в частности, в «Идоменее»). На основе комической и отчасти «серьёзной» итальянской оперы Моцарт Вольфганг Амадей создал оперу-комедию «Свадьба Фигаро», в которой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы — превосходство людей из народа над аристократией. Опера-драма («весёлая драма») «Дон Жуан» сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали. Национальная опера-сказка «Волшебная флейта» продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и «Похищение из сераля», она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и опирается на немецкий текст (большинство др. опер Моцарт Вольфганг Амадей написано на итальянском либретто). Но музыка её обогащена различными жанрами — от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произведении Моцарт Вольфганг Амадей прославил братство, любовь и нравственную стойкость.

  Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном классических норм симфонической и камерной музыки, Моцарт Вольфганг Амадей усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симфонического цикла (позднее Гайдн воспринял многое от Моцарт Вольфганг Амадей). Существенный принцип моцартовского инструментализма — выразительная кантабильность (певучесть). Среди симфоний Моцарт Вольфганг Амадей (около 50) наиболее значительны три последние (1788) — жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название «Юпитер». Среди струнных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных квартетов (23) — шесть, посвященных «отцу, наставнику и другу» И. Гайдну (1782—1785), и три так называемых Прусских квартета (1789—90). Камерная музыка Моцарт Вольфганг Амадей включает ансамбли для разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.

  Моцарт Вольфганг Амадей — создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарт Вольфганг Амадей приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фортепиано с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его высокое искусство импровизации. Моцарт Вольфганг Амадей написал по одному концерту для 2 и для 3 фортепиано с оркестром, 5 (6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4 солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых Моцарт Вольфганг Амадей сочинял фортепианные сонаты (19), рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.

  Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка Моцарт Вольфганг Амадей — дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра («Масонская траурная музыка», 1785) и хора с оркестром (в том числе «Маленькая масонская кантата», 1791), родственные по духу «Волшебной флейте». Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт Вольфганг Амадей писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения — месса до минор (написанные части использованы в кантате «Кающийся Давид», 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий Моцарт Вольфганг Амадей (заказан анонимно в 1791 графом Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником Моцарт Вольфганг Амадей — композитором Ф. К. Зюсмайром).

  Моцарт Вольфганг Амадей был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе «Фиалка» на слова И. В. Гёте (1785).

  Подлинная слава пришла к Моцарт Вольфганг Амадей после его смерти. Имя Моцарт Вольфганг Амадей стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» — эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С. Пушкину («Моцарт и Сальери»). Преклонение перед «светозарным гением» выразил П. И. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите «Моцартиана». Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарт Вольфганг Амадей, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением «Моцартеум» (основан в 1880).

  Каталог сочинений Моцарт Вольфганг Амадей: Köchel L. v. (в редакции А. Эйнштейна), Chronologischthematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke W. A. Mozarts, 6. Aufl., Lpz., 1969; в др., более полной и исправленной редакции — 6. Aufl., hrsg. von F. Giegling, A. Weinmann und G. Sievers, Wiesbaden, 1964(7 Aufl., 1965).

 

  Соч.: Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe. Gesammelt von W. A. Bauer und O. E. Deutsch, auf Grund deren Vorarbeiten erläutert von J. H. Eibl, Bd 1—6, Kassel, 1962—71.

 

  Лит.: Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц., т. 1—3, Моцарт Вольфганг Амадей, 1890—92; Корганов В. Д., Моцарт. Биографический этюд, СПБ, 1900; Ливанова Т. Н., Моцарт и русская музыкальная культура, Моцарт Вольфганг Амадей, 1956; Чёрная Е. С., Моцарт. Жизнь и творчество, [2 изд.], Моцарт Вольфганг Амадей, 1966; Чичерин Г. В., Моцарт, 3 изд., Л., 1973; Wyzewa Th. de et Saint-Foix G. de, W. A. Mozart, t. 1—2, P., 1912; продолжение: Saint-Foix G. de, W. A. Mozart, t. 3—5, P., 1937—46; Abert H., W. A. Mozart, 7 Aufl., TI 1—2, Lpz., 1955—56 (Register, Lpz., 1966); Deutsch O. E., Mozart. Die Dokumente seines Lebens, Kassel, 1961; Einstein A., Mozart. Sein Charakter, sein Werk, Fr./M., 1968.

  Б. С. Штейнпресс.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Сибаи ас-Сибаи Юсуф Сибаи, ас-Сибаи Юсуф (р. 10.6. 1917, Каир), арабский писатель, общественный деятель (АРЕ).
Стюарт Джеймс Стюарт (Steuart, Stewart) Джеймс (21.10.1712, Эдинбург, — 26.
Трубопровод, сооружение для транспортировки газообразных и жидких веществ, твёрдого топлива, строительных материалов, зерна и др.
Фуке Жан Фуке (Fouquet) Жан (около 1420, Тур, — до 8.
Шансонетка (франц. chansonnette, уменьшительное от chanson — песня), 1) небольшая песенка игривого, часто фривольного содержания.
Янина (loannina), город в Греции, на берегу оз.
Аррасская уния, объединение валлонских провинций Нидерландов (Эно, Артуа, Дуэ), оформленное договором 6 января 1579 в Аррасе (провинция Артуа); позднее к А.
Богдо Большое, гора в северной части Прикаспийской низменности, в Астраханской области РСФСР.
Вирсаладзе Симон Багратович [р. 31.12.1908 (13.
Гиперсомния (от гипер... и лат. somnus — сон), повышенная сонливость.
Джубран Халиль Джубран (6.12.1883, деревня Бшарра, Ливан, — 1931, Нью-Йорк), ливанский писатель и художник.
Змееящерицы (Ophiomorus), род ящериц семейства сцинков.
Карл (в Швеции) Карл (Karl). В Швеции. Наиболее значительны:
Кордатос Янис Кордатос (Kordatos) Янис (1.2.1891, Загора, Фессалия, — 28.
Лесостепные зоны умеренного пояса, природные зоны Северного полушария, характеризующиеся сочетанием лесных и степных участков.
Мезонефрос (от мезо... и греч. nephros — почка), первичная почка, туловищная почка, вольфово тело, парный орган выделения у позвоночных животных.