Сковорода Григорий СаввичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Г. Сковорода Григорий Саввич Сковорода. Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях. Сковорода Григорий Саввич был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания. Философское учение Сковорода Григорий Саввич, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковорода Григорий Саввич, Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковорода Григорий Саввич, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции Сковорода Григорий Саввич к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковорода Григорий Саввич характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхои новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковорода Григорий Саввич, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода Григорий Саввич придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода Григорий Саввич воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира. Социальные и педагогические взгляды Сковорода Григорий Саввич основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно Сковорода Григорий Саввич, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковорода Григорий Саввич напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности». Сковорода Григорий Саввич принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере Сковорода Григорий Саввич свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни Сковорода Григорий Саввич способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковорода Григорий Саввич, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 1—2, К., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1973.
Лит.: Эрн В. Ф., Г. Сковорода Григорий Саввич Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. Сковорода Григорий Саввич Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. Сковорода Григорий Саввич, Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. Сковорода Григорий Саввич Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972. Ю. М. Лощиц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|