Пантеизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Пантеизм (от пан... и греч. theós — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «Пантеизм»— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму Пантеизм облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической Пантеизм, ввёл термин «панентеизм» (от греч. pán en theó — всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов Пантеизм в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекитайской мысли (даосизм), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.

  В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, Пантеизм (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации. В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из «ничего» пантеисты развивали концепции вечного вневременного «порождения» природы безличным богом. Религиозный Пантеизм ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистических формулировок Пантеизм дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог — одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к Пантеизм мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта.

Натуралистические тенденции Пантеизм со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к Пантеизм Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет Пантеизм в Западной Европе относится к 16 — началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

  С др. стороны, Пантеизм, «... местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к Пантеизм Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию Пантеизм, разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».

  В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И.в. Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, «... пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (там же, т. 21, с. 285).

 

  Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, «Философские науки (Научные доклады высшей школы)», 1960, № 4; Jäsche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I—3, В., 1826—32; Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921; Siwek P., Spinoza et ie panthéisme religieux, 2 éd., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951.

  В. В. Соколов.

Так же Вы можете узнать о...


Тераи, заболоченные территории у южных подножий Гималаев, на северо-востоке Индо-Гангской равнины, в Индии и Непале.
Фейнберг Евгений Львович [р. 14(27).6.1912, Баку], советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР (1966).
Цитотомия (от цито... и греч. tome) — разрез, рассечение), цитокинез, разделение тела растительной или животной клетки; обычно Ц.
Эпаминонд (Epameinondas) (около 418, Фивы, — 362 до н.
Аноа (Anoa depressicornis), целебесский карликовый буйвол, дикий бык семейства полорогих отряда парнокопытных; близок к азиатским буйволам.
Бидермейер (нем. Biedermeier, Biedermaier), стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве около 1815—48.
Виктория (английское название Сянгана) Виктория (Victoria), английское название г. Сянган.
Гипохорда (от гипо... и греч. chorde — струна), тяж мезодермального происхождения, располагающийся под хордой у зародышей большинства позвоночных.
Дион Кассий, Кассий Дион Коккеян (греч. Dion Kassios Kokkeїanos) (между 155—164, Никея, — после 229, там же), древнегреческий историк.
«Известия ЦК РКП(б)», журнал, имевший целью «регулярно освещать основные вопросы текущей работы ЦК, его директивы по важнейшим вопросам работы партии и материалы о работе местных организаций» [«Известия ЦК ВКП(б)», 1929, № 28, с.
Кенгуровые крысы, потору (Potoroinae), подсемейство сумчатых млекопитающих.
Криогенный насос, конденсационный или сорбционный вакуумный насос, откачивающее действие которого основано на поглощении откачиваемого газа поверхностью, охлажденной до сверхнизких температур (ниже 0,5 К).
Люксембург Роза Люксембург (нем. Luxemburg, польск. Luksemburg) Роза [5.
Мон Хенрик Мон, Мун (Mohn) Хенрик [15.5.1835, Берген, — 12 (по другим данным, 30).
Объединённые революционные организации Кубы (ОРО; Organizaciones Revolucionarias Integradas), объединение революционных сил, осуществленное в 1960—61 на основе трёх революционных организаций — «Движения 26 июля», Народно-социалистической партии и «Революционного директората 13 марта»; в 1962—63 реорганизовано в Единую партию социалистической революции Кубы, которая в октябре 1965 была переименована в Коммунистическую партию Кубы.
«Пионерская зорька», всесоюзная ежедневная радиогазета для пионеров и школьников.