Торндайк Эдуард Ли

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЁ
ТОЖ
ТОЗ
ТОИ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОО
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОШ
ТОЩ
ТОЯ

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874, Уильямсберг, штат Массачусетс, — 9.8.1949, Монтроз, Нью-Йорк), американский психолог, работавший главным образом в области сравнительной психологии и проблем обучения. Профессор Колумбийского университета (с 1904). Торндайк Эдуард Ли разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток» (то есть клеток с «секретом», механизм которого должно «открыть» само животное), введя новую схему эксперимента: создание проблемной ситуации — регистрация движения. Торндайк Эдуард Ли сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, то есть характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Торндайк Эдуард Ли сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Работы Торндайк Эдуард Ли способствовали преодолению антропоморфического истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По существу Торндайк Эдуард Ли дал основную схему бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Торндайк Эдуард Ли за не вполне преодоленный субъективный подход. В советской психологии, а также в работах Ж. Пиаже, Г. С. Холла, Э.Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.

  Работа Торндайк Эдуард Ли «Педагогическая психология» (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Торндайк Эдуард Ли как процесс приспособления индивида к среде, то есть с биологических позиций; центральным был для него «закон эффекта» — зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.

 

Соч.: Animal intelligence, N. Y., 1911; Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. — Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М., 1929; Психология арифметики, М.—Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.

 

Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960, с. 397—481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.

  Н. Г. Алексеев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Всеволодов Всеволод Иванович (1790, с. Марьинское, Нерехтенский уезд, ныне Костромской области, — 3(15).
Гиреи, Гераи, династия крымских ханов 15—18 вв.
Двойное лучепреломление, расщепление пучка света в анизотропной среде (например, в кристалле) на два слагающих, распространяющихся с разными скоростями и поляризованных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Дунсян, народность, живущая в провинции Ганьсу в Китае; в прошлом в русской литературе были известны под именем широнгол-монголов.
Ибн аль-Араби Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар «Величайший шейх») (7.
Каляев Санджи Каляевич (р. 2.1.1905, с. Цаган-Нур, ныне Приозёрного района), калмыцкий советский писатель, народный поэт Калмыкии (1965).
Классическое образование, тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы.
Котуйкан, река в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР, правый приток р.
Лебедев Дмитрий Николаевич [23.8(4.9).1840 — 6(18).
Майореску Титу Ливиу Майореску (Maiorescu) Титу Ливиу (15. 2. 1840, Крайова, — 2.
Микориза (от греч. mykes — гриб и rhiza — корень), грибокорень, взаимовыгодное сожительство (симбиоз)мицелия гриба с корнем высшего растения.