Торндайк Эдуард ЛиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874, Уильямсберг, штат Массачусетс, — 9.8.1949, Монтроз, Нью-Йорк), американский психолог, работавший главным образом в области сравнительной психологии и проблем обучения. Профессор Колумбийского университета (с 1904). Торндайк Эдуард Ли разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток» (то есть клеток с «секретом», механизм которого должно «открыть» само животное), введя новую схему эксперимента: создание проблемной ситуации — регистрация движения. Торндайк Эдуард Ли сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, то есть характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Торндайк Эдуард Ли сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Работы Торндайк Эдуард Ли способствовали преодолению антропоморфического истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По существу Торндайк Эдуард Ли дал основную схему бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Торндайк Эдуард Ли за не вполне преодоленный субъективный подход. В советской психологии, а также в работах Ж. Пиаже, Г. С. Холла, Э.Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Работа Торндайк Эдуард Ли «Педагогическая психология» (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Торндайк Эдуард Ли как процесс приспособления индивида к среде, то есть с биологических позиций; центральным был для него «закон эффекта» — зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.
Соч.: Animal intelligence, N. Y., 1911; Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. — Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М., 1929; Психология арифметики, М.—Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.
Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960, с. 397—481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. Н. Г. Алексеев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|