Педагогическая психология

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Педагогическая психология, отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Педагогическая психология тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой. Наиболее типичным методом исследования для Педагогическая психология является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

  Педагогическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19—20 вв. (в 1906—16 проведено 5 всероссийских съездов по проблемам Педагогическая психология), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение Педагогическая психология как самостоятельной отрасли психологии.

  Педагогическая психология включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения.

  Исследования по Педагогическая психология имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.

 

  Лит.: Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.— Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А., М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7—9.

  Л. И. Божович.

Так же Вы можете узнать о...


Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.
Эпстайн Джейкоб Эпстайн (Epstein) Джейкоб (10.11. 1880, Нью-Йорк, — 19.
Адроны, общее наименование для элементарных частиц, участвующих в сильных взаимодействиях.
Аполлон (малая планета) Аполлон,малая планета, открыта в 1932 немецким астрономом К.
Баранга Аурел Баранга (Baranga) Аурел (р. 20.6.1913, Бухарест), румынский драматург.
Бозорг Алеви (р. 2.2.1904, Тегеран), иранский писатель.
Вануа-Леву (Vanua Levu), вулканический остров в Тихом океане, второй по величине из островов Фиджи (Меланезия).
Волжско-Камская военная флотилия, см. Волжская военная флотилия.
Гендерсон Артур Гендерсон, Хендерсон (Henderson) Артур (13.9.
Градусная сеть Земли, система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт.
Дефицит мощности, состояние энергосистемы, когда суммарная активная или реактивная мощность электростанций системы недостаточна для обеспечения потребителей электроэнергией нужного качества.
Единицы физических величин, конкретные физические величины, которым по определению присвоены числовые значения, равные 1.