Тропы

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЁ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРП
ТРУ
ТРШ
ТРЮ
ТРЯ

Тропы (от греч. trоpos — поворот, оборот речи),

  1) в стилистике и поэтике — слова и словосочетания, употребляемые не в обычном, а переносном смысле; в более узком значении — различные способы словопреобразования, с помощью которых главным образом в художественной, ораторской и публицистической речи (но также в бытовой и научной, в рекламе и т.п.) достигают эстетического эффекта выразительности. Последний определяется общеэстетическими факторами образной мотивированности (см. Художественный образ) и функционально-стилистической оправданности (см. Стиль) отдельных элементов в структуре целого произведения, смыслом и глубиной изображения. В разные эпохи, в разных жанрах и даже в отдельных частях текста отношение художника к Тропы различно. Изобилие или отсутствие Тропы в некотором тексте само по себе ещё не свидетельствует о художественности. Но, характеризуя языковую форму выражения, Тропы всегда связаны с содержанием, формируют и воплощают его.

  Вместе с так называемыми фигурами (см. Фигуры стилистические) Тропы стали объектом исследования ещё в античных и средневековых поэтиках и риториках (см. Аристотель, Квинтилиан, Ю. Ц. Скалигер, Г. Хиробоск). Согласно этой традиции, Тропы рассматриваются как своего рода фигуры «переосмысления» в ряду обычных фигур «прибавления» (повтор и его виды), «убавления» (эллипс) и «перестановки» (инверсия). Отличают Тропы смысловая двуплановость, наличие одновременно прямого, буквального значения и переносного, иносказательного. Но четко отграничить Тропы от фигур не удалось, поскольку «приращения смысла» присущи и интонационно-синтаксическим вариациям словесных сцеплений, то есть фигурам. Общие понятия таких Тропы, как метафора, метонимия, олицетворение, символ, и более частные — синекдоха, катахреза, парономазия и др., не только обобщали опыт выдающихся мастеров слова, но и характеризовали историческое развитие общенародного языка. В изощрённых схоластических описаниях Тропы и фигуры составляют номенклатуру из 200 и более единиц. Многие из этих терминов использует и современная филология. Детализация отдельных Тропы и фигур может продолжаться до бесконечности. Но этим путём нельзя устранить противопоказанные строгой терминологии синонимию и омонимию в обозначениях Тропы Недостаточно разграничены, например, значения слов и выражений «словесный образ», «иносказание», «троп», «переносное значение», «метафора» и «символ». Непоследовательностями в отграничении Тропы от фигур объясняется то, что и слова «троп» и «фигура» нередко выступают как синонимы. Однако наиболее трудным является выявление системы отношений между чрезвычайно разнообразными явлениями словопреобразования.

  Традиционный атомарно-классифицирующий подход к Тропы отвлекался от реального и мыслимого взаимодействия Тропы и фигур в текстах. Отказывая, например, в статусе «тропа» сравнениям или эпитетам и относя их к «фигурам», он не может определить сходства и различия между метафорой-сравнением «яблок румяные кулаки» (Э. Багрицкий) и её возможными трансформациями: «яблоки, как румяные кулаки» (сравнение), «яблоки стали румяными кулаками» (метаморфоза), «румяные кулаки» (в значении «яблоки» — обычная метафора), «яблоки, [эти] румяные кулаки» (метафорическая перифраза) и т.п. К тому же некоторые факты литературы 20 в. описаны в лучшем случае как лингвистические явления словообразования, но не как неизвестные ранее Тропы или фигуры (например, так называемые зрительные Тропы).

  В 60-е гг. 20 в. развивается иной подход к Тропы и фигурам, который связан с концепциями структурной лингвистики и семиотики. Ведутся поиски некоторых общих принципов, позволяющих описать любые контекстуальные преобразования слова в его звучании, значении или синтаксические позиции. Новый подход отличается стремлением зафиксировать «семантику» Тропы, построив базисный тропеический «словарь», определить типы используемых и возможных сочетаний его единиц, то есть выявить «синтактику» Тропы, описать типы слов и синтаксических позиций, на множестве которых реализуются отдельные Тропы и их сочетания, без чего невозможно представить «прагматику» Тропы, то есть показать Тропы как элементы социально-идеологических оценок. Единообразное описание всего многообразия функций, выполняемых Тропы, позволяет перейти от эмпирического этапа в их исследовании к построению современной теории Тропы и фигур как способов художественного мышления и созданию истории Тропы как подсистемы поэтического языка. Семиотический подход к искусству, ценный единым охватом различных его видов, привёл даже к стихийному расширению значений у ряда и без того нестрогих терминов-Тропы, например к переносу понятий «метафора» и «метонимия» в область кино. Но тем самым «теория Тропы и фигур» в её филологическом аспекте приобретает существенную роль для всего искусствознания.

  В эстетике ещё мало исследован вопрос о связи Тропы с мировоззрением художника в контексте художественной речи в целом. Очевидно, однако, что в материально-конкретном, словесном воплощении Тропы, в предпочтении, оказываемом некоторым из них, в контрастах частот Тропы по отдельным текстам, в полном или частичном отказе от Тропы и т.д. можно обнаружить типологические различия мировоззренческого характера.

  2) В религиозных песнопениях Тропы, или тропари, — вставки в канонизированный текст или напев псалмов или хоралов. В византийской церкви известны с 5 в., в католической —с 9 в. Первоначально представляли собой небольшие попевки, вводившие отдельные фразы напевов, со временем стали протяжёнными мелодическими построениями, часто в форме диалога. Из таких Тропы возникла литургическая драма. Были связаны с народной песенностью и способствовали проникновению в церковную музыку её интонаций. В середине 16 в. Тридентский собор запретил применение Тропы в католическом богослужении.

  3) В теории музыкальной композиции австрийского композитора И. М. Хауэра — 12-звуковые ряды, разделённые на две половины по 6 звуков («шестёрки»). Тропы различаются интервальной структурой. Всего, по Хауэру, 44 Тропы Техника Тропы — один из методов 12-тоновой музыкальной композиции 20 в. (см. Додекафония).

 

  Лит.: Античные теории языка и стиля, М. — Л., 1936; Потебня А. А., Из записок по теории словесности, в его кн.: Эстетика и поэтика, М., 1976; Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961; Белый А., Магия слов, в его кн.: Символизм, М., 1910; Хлебников В., Наша основа, Собр. произв., т. 5, Л., 1933; Якобсон Р. О., Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Виктор Хлебников, Прага, 1921; его же, Лингвистика и поэтика, пер. англ., в сборнике: Структурализм: «за» и «против», М., 1975; Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение, Л., 1959; Квятковский А. П., Поэтический словарь, М., 1966; Гаспаров М. Л., Цицерон и античная риторика, в кн.: Цицерон М. Тропы, Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Поэт и слово. Опыт словаря, М., 1973; Словарь литературоведческих терминов, М., 1974; Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сборник научных трудов Моск. гос. пед. института иностр. яз., в. 78, М., 1974; Staiger Е., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z. — Freiburg, 1968; Style in language, ed. by Th. Sebeok, Camb., 1971; Lausberg H., Handbuch der literarischen Rhetorik¼, Bd 1—2, 2 Aufl., Munch., 1973; Uiriam J., Rhetoric in Shakespeare's time, N. Y., 1962; Todorov Tz., Tropes et figures, в сборнике: To honor R. Jakobson¼, t. 3, The Hague, 1967; «Langages», 1968, № 12: Rhеtorique gеnеrale, P., 1970; lhwe J. (Hrsg.), Literaturwis-senschaft und Linguistik..., Bd 1—3, Fr./M., 1971—72; Bonheim H., Bringing classical rhetoric uptodate, «Semiotica», 1975, v. 13, № 4.

  В. П. Григорьев (Тропы в стилистике и поэтике).

 

Так же Вы можете узнать о...


Соссюрея, горькуша (Saussurea), род многолетних трав семейства сложноцветных.
Автокефальная церковь (от авто... и греческого kephalē — голова), в православии самостоятельная церковь, административно независимая от других церквей.
Деламот Жан Батист Мишель Деламот (de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729—1800), архитектор; см.
Лямино, посёлок городского типа в Пермской области РСФСР.
Рессора

(франц.
Цорндорф (Zorndorf), современное Сарбиново (Sarbinowo), селение в 10 км северо-восточнее Кюстрина (современный Костшин, Польша, около которого 14 (25) августа 1758 во время Семилетней войны 1756—63 произошло сражение между русскими и прусскими войсками.
Воскресенская летопись, общерусский летописный свод 16 в.
«Контактная комиссия», орган эсеро-меньшевистского исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 8(21) марта 1917 для «воздействия» и «контроля» за деятельностью Временного правительства.
Песчанка (птица сем. ржанковых) Песчанка (Calidris alba), птица семейства ржанковых подотряда куликов.
Тырныауз, город (с 1955) республиканского (АССР) подчинения в Кабардино-Балкарской АССР.
Берестье, древнеславянское поселение; см. Брест.
Интегрирующее устройство, интегратор, вычислительное устройство для определения интеграла, например вида Нахимсон Семён Михайлович [13(25).11.1885, Лиепая, — 6.
Союз архитекторов СССР (в 1932—55 — Союз советских архитекторов), творческая общественная организация, объединяющая архитекторов.
Агилера Мальта Деметрио Агилера Мальта (Aguilera Malta) Деметрио (р.
Дентин (от лат. dens, родительный падеж dentis — зуб), разновидность костной ткани, составляющая главную массу зуба и обнаруживаемая также в плакоидной чешуе.
Магнитный полюс, участок поверхности намагниченного образца (магнита), на котором нормальная составляющая намагниченности Jn отлична от нуля.
Ригель (звезда) Ригель,b Ориона, звезда 0,1 визуальной звёздной величины, одна из самых ярких звёзд неба, наиболее яркая в созвездии Ориона.