Стиль (языка)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стиль языка, 1) разновидность языка (стиль языка), используемая в какой-либо типичной социальной ситуации — в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. — и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

  Определение Стиль (языка) зависит от объёма самого понятия «язык», а также от центрального понятия — норма языковая. Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенародная речь, то Стиль (языка) определяется как разновидность общенародного языка (тогда Стиль (языка) будет также просторечие). Если же норма понимается более узко — лишь как литературно-правильная речь, то Стиль (языка) определяется как разновидность литературного языка. Соответственно варьируется и классификация Стиль (языка) При первом понимании выделяется центральный — нейтрально-разговорный Стиль (языка), по отношению к которому остальные Стиль (языка) характеризуются как стилистически «отмеченные», окрашенные; при втором — под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех Стиль (языка), с которой в различной пропорции соединяются в каждом Стиль (языка) «отмеченные» стилистические средства.

  В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных Стиль (языка): нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более «высокий» — книжный, более «низкий» — фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. «жизнь» — «бытие» — «житьё»), что открывает широкие возможности перед художественной речью. В каждом из основных Стиль (языка) возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном — научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном — собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенческий жаргон и т.д. Каждый Стиль (языка) закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный — за ситуацией официального общения, нейтрально-разговорный — за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный — за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все Стиль (языка) и подразделения называются иногда в советской лингвистике функциональными Стиль (языка) Некоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных Стиль (языка) — Стиль (языка) художественной литературы в целом.

  От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также называемых «стилистическими»), которые могут быть представлены в пределах одного и того же Стиль (языка) и выражаются в таких оценках, как «высокое, возвышенное», «торжественное», «нейтральное», «сниженное», а также «грубое», «ироническое» и т.п. Исторически «возвышенное» тяготеет к книжному, а «сниженное», «грубое» — к фамильярно-просторечному Стиль (языка)

  Стиль (языка) могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три основных Стиль (языка) имеют три различных исторических источника. Книжный Стиль (языка) обычно восходит в значительной части к литературно-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык основной части населения, например в России к старославянскому языку, во Франции, Италии, Испании — к латинскому, в республиках Средней Азии — к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный Стиль (языка) восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный Стиль (языка) в значительной части — к городскому просторечию.

  Национальные особенности происхождения и литературной обработки Стиль (языка) сказываются на разном понимании «нейтральности». Так, во французском языке нейтральный Стиль (языка) сдвинут в сторону книжной речи, в русском языке, по сравнению с французским,— в сторону разговорного просторечия, т.к. норма французского литературного языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного языка — в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократическим элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направления.

  Трёхчастное деление Стиль (языка) существовало уже в Древнем Риме, но отождествлялось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, «воин», «конь», «меч» — для «высокого» Стиль (языка), «земледелец», «вол», «плуг» — для среднего, «ленивый пастух», «овца», «палка» — для «низкого»). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.

  Изучение Стиль (языка) (см. Стилистика) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17—18 вв. оно составило предмет «теории трёх стилей», повсеместно принятой в Европе (ср. учение М. В. Ломоносова в России). В современном значении термин «Стиль (языка)» появляется в европейских языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к середине 19 в. термин «Стиль (языка)» утвердился (Г. Спенсер, Х. Штейнталь). С возникновением семиотики было установлено, что категория Стиль (языка) играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).

  2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи). Поскольку Стиль (языка) языка — обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а Стиль (языка) речи — выбор говорящим или пишущим наличных средств из Стиль (языка) языка, то Стиль (языка) языка и Стиль (языка) речи — одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.

  3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в том числе искусственного языка, возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из её средств для определённой цели — информативной, оценочной, предписывающей и т.д. — в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика).

 

  Лит.: Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв., 2 изд., М., 1938; Степанов Ю. Стиль (языка), Французская стилистика, М,, 1965; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Вомперский В. П., Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей, М,, [1970]: Guiraud P., La stylistique, 6 ed., P., 1970; Foucault M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague — P., 1971. cm. также лит. при ст. Стилистика.

  Ю. Стиль (языка) Степанов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Саранск, столица Мордовской АССР. Расположен на левом берегу р.
Сельскохозяйственная биология, раздел экспериментальной биологии, разрабатывающий теоретические основы мероприятий повышения продуктивности культурных растений, домашних животных, а также полезных микроорганизмов.
Синицы (Parinae), подсемейство птиц семейства синицевых.
Соборные школы, в эпоху средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы.
Спартокиды (греч. Spartokidai), династия правителей Боспорского государства в 438—109 до н.
Стефан Великий, Стефан III Великий (умер 1504), господарь Молдавии (с 1457).
Сухов Петр Федорович (1884 — 10.8.1918, деревня Тюнгур, ныне Усть-Коксинского района Горно-Алтайской АО), участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918—20 в Сибири.
«Ташкент», лидер советского Черноморского флота, отличившийся в Великой Отечественной войне 1941—45.
Тинаки, грязевой курорт в РСФСР. Расположен в 12 км от Астрахани.
Тремолит (от названия долины Тремола, Tremola, в Альпах, на юге Швейцарии), минерал группы моноклинных амфиболов, Ca2Mg5[Si4O11](OH, F)2.