Украинский театр оперы и балета

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УКА
УКЕ
УКИ
УКЛ
УКМ
УКО
УКР
УКС

Украинский театр оперы и балета академический им. Т. Г. Шевченко, старейший и ведущий музыкальный театр УССР. Открыт в 1867 в Киеве оперой А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Здание театра в 1896 сгорело, в 1901 построено новое (архитектор В. Шреттер). Репертуар включал произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Р. Вагнера и др. На киевской сцене были также поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914). Развитию музыкально-сценической культуры театра способствовали дирижёры И. В. Прибик, В. И. Сук, И. О. Палицын, А. М. Пазовский, Л. П. Штейнберг, режиссёры И. П. Прянишников, Н. Н. Боголюбов. В театре выступали Е. Д. Воронец, Н. И. Забела-Врубель, В. А. Лосский, М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и многие др. Небольшую балетную труппу возглавляли Б. Ф. Нижинская, М. М. Мордкин и др.

  Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития театра; в 1919 он получил название Государственной оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 — Киевская государственная академическая украинская опера (все постановки осуществлялись на украинском языке). В 1934 театр получил современное название (с 1939 — им. Т. Г. Шевченко). Его возглавили: дирижёр А. М. Пазовский, режиссёр Н. М. Лапицкий, балетмейстер Л. А. Жуков. Среди лучших спектаклей 20—30-х гг. — «Борис Годунов» Мусоргского, «Кармен» Бизе, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Турандот» Пуччини, «Тарас Бульба» Лысенко, «Орлиный бунт» Пащенко, «Северный ветер» Книппера, балет «Красный мак» Глиэра. Со 2-й половины 30-х гг. в театре работали: дирижёры — В А. Дранишников, В. Я. Йориш, Н. Г. Рахлин; режиссёры — В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры — П. П. Вирский и др.; художники — А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов и др. Были поставлены: оперы — «Щорс» Лятошинского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю» Хренникова, «Даиси» З. Палиашвили, «Пиковая дама» Чайковского, «Проданная невеста» Сметаны, «Отелло» Верди и др.; балеты — «Спящая красавица» Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Лауренсия» Крейна, «Сердце гор» Баланчивадзе, «Лилея» Данькевича и др. Раскрылись яркие дарования певцов: З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко, М. И. Донца, Ю. С. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко и др.

  В начале Великой Отечественной войны 1941— 1945 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942—44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев. Расширяя классический репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр создаёт новые спектакли, среди которых произведения украинских композиторов: оперы — «Честь» Жуковского (1946), «Молодая гвардия» Мейтуса (1947), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951); балеты — «Лесная песня» Скорульского (1946), «Ростислава» Жуковского (1955); русская и украинская классика — «Иван Сусанин» Глинки (1948; Государственная премия СССР, 1949), «Князь Игорь» Бородина (1952), «Тарас Бульба» Лысенко (1955); балеты композиторов советских республик — «Гаянэ» Хачатуряна (1947), «Золушка» (1949) и «Ромео и Джульетта» (1955) Прокофьева, «Юность» Чулаки (1950), «Под небом Италии» Юровского (1952), «Шурале» Яруллина (1955).

  В конце 50 — начале 70-х гг. наряду с постановками оперной и балетной классики коллектив активизировал работу над воплощением произведений советских композиторов, создавая монументальные реалистические спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра. Среди этапных постановок: оперы — «Война и мир» Прокофьева (1956), «Милана» (1957), «Арсенал» (1960), «Тарас Шевченко» (1964), «Ярослав Мудрый» (1975) Г. И. Майбороды, «Укрощение строптивой» Шебалина (1959), «Катерина Измайлова» Шостаковича (1965; 1974, Государственная премия УССР им.Т. Г. Шевченко, 1976), «Гибель эскадры» Губаренко (1967), «Абесалом и Этери» З. Палиашвили (1972; Государственная премия Грузинской ССР им. З. Палиашвили, 1973), «В бурю» Хренникова (1974),«Тихий Дон» («Григорий Мелехов») Дзержинского (1976); балеты — «Лесная песня» Скорульского (2-я редакция, 1958), «Тени забытых предков» Кирейко (1963), «Спартак» Хачатуряна (1965), «Легенда о любви» Меликова (1967), «Поэма о Марине» Яровинского (1968), «Каменный властелин» Губаренко (1970).

  В разное время в театре работали: дирижёры — А. Э. Маргулян, В. О. Пирадов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, С. В. Турчак; режиссёры — В. М. Скляренко, Н. В. Смолич, М. П. Стефанович; балетмейстерыВ. И. Вронский, С. Н. Сергеев; певцы — П. С. Белинник, Н. Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, В. Н. Гужова, Ю. А. Гуляев, А. А. Иванов, А. И. Кикоть, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, К. А. Минаев, Т. В. Пономаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, Е. И. Чавдар, Н. А. Частий и др.; солисты балета — Н. А. Апухтин, А. А. Белов, А. И. Васильева, Е. Н. Ершова, И. П. Лукашова и др.

  В труппе (1976): певцы — народные артисты СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Б. Соловьяненко, народные артисты УССР С. Д. Козак, В. М. Любимова, А. Ю. Мокренко, К. П. Радченко, В. И. Тимохин, В. Я. Третяк, Г. А. Туфтина, З. П. Христич, М. И. Шевченко; солисты балета — народные артисты СССР В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, народные артисты УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода. Главный дирижёр — народный артист СССР К. А. Симеонов, главный режиссёр — народный артист УССР Д. Н. Смолич, главный балетмейстер — заслуженный деятель искусств УССР А. Ф. Шекера, главный хормейстер — народный артист УССР Л. Н. Венедиктов, главный художник — народный художник СССР Ф. Ф. Нирод.

  Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии, балетная — в Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Югославии, Румынии, Египте, Японии и др. Театр награжден орденом Ленина (1936) и орденом Трудового Красного Знамени (1968).

 

  Лит.: Стефанович М., Киïвський Державний театр ордена Ленiна академiчный театр опери та балету УРСР iм. Т. Г. Шевченка, Киïв, 1968; Станiшевський Ю. О., Украïнський радянський музичний театр. (1917—1967). Нариси icторiï, Киïв, 1970.

  Ю. А. Станишевский.

 

Так же Вы можете узнать о...


Телескоп (астрономич.) Телескоп (от теле... и греч. skopeo — смотрю), астрономический оптический прибор, предназначенный для наблюдения небесных светил.
Трапеций формула, формула для приближённого вычисления определённых интегралов, имеющая вид
Универсалии (от лат. universalis – общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи).
Фирма (от итал. firma – подпись), фирменное наименование, в буржуазном гражданском и торговом праве наименование коммерсанта, его «торговое имя».
Хваршины, народность в Дагестанской АССР; см.
Циклотрон (от цикло... и ...трон), резонансный ускоритель тяжёлых заряженных частиц (протонов, ионов), в котором частота ускоряющего электрического поля и ведущее магнитное поле постоянны во времени.
Шартр (Chartres), город на С. Франции, на р.
Экзарация (от позднелат. exaratio — выпахивание), ледниковое выпахивание, разрушение ледником горных пород, слагающих ложе ледника, и удаление продуктов разрушения (отторженцев, валунов, гальки, песка, глины и др.
Юнг Томас Юнг, Янг (Young) Томас (13.6.1773, Милвертон, графство Сомерсет, — 10.
Азиатско-тихоокеанский совет (Asian and Pacific Council), региональная организация на Дальнем Востоке и в западной части Тихого океана (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Южная Корея, Южный Вьетнам, Тайвань).
Андрогены, группа мужских половых гормонов, вызывающих маскулинизацию (омужествление) организма животных и человека.