Фадеев Александр АлександровичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А. А. Фадеев. Фадеев Александр Александрович [11(24).12.1901, Кимры, ныне Калининской области, – 13.5.1956, Москва], русский советский писатель, общественный деятель. Член КПСС с 1918. Вырос в семье профессиональных революционеров. С 1908 жил на Дальнем Востоке. Во время учёбы во Владивостокском коммерческом училище (1912–18) сблизился с большевиками. Участник Гражданской войны 1918–20 и подавления кронштадтского мятежа; был дважды ранен. Учился в Московской горной академии (1921–24). В 1924–26 на партийной работе в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Печатался с 1923 (рассказ «Против течения»; др. название «Рождение Амгуньского полка»). В 1924 опубликовал повесть «Разлив». Широкую известность Фадеев Александр Александрович принёс роман «Разгром» (1927, одноименный фильм, 1931) о партизанской войне на Дальнем Востоке. Выступая против абстрактного, книжного романтизма и натурализма, Фадеев Александр Александрович рисует реальную жизнь, сосредоточив внимание прежде всего на истории духовного роста людей, формирования характеров. «... В гражданской войне, – писал Фадеев Александр Александрович об идее своей книги, – происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей» (Собр. соч., т. 4, 1960, с. 103). В образе Левинсона Фадеев Александр Александрович подчёркивает высоту коммунистического сознания, силу духовного воздействия большевика на окружающих. Критика 20-х гг. увидела в «Разгроме» новаторскую попытку «изнутри» раскрыть человека революции, дать тонкий и точный анализ его психологии. Гражданской войне посвящен и роман «Последний из удэге» (ч. 1–4, 1929–40, не закончен), где автор стремился дать широкую панораму жизни общества на протяжении десятилетий, раскрыть интеллектуальное, эмоциональное богатство коммунистов – членов партийного коллектива. «Разгром». Художник П. П. Соколов-Скаля. 1932. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 Фадеев Александр Александрович пишет ряд очерков, статей о героической борьбе народа, создаёт книгу «Ленинград в дни блокады» (1944). Героические, романтические ноты, всё более укреплявшиеся в творчестве Фадеев Александр Александрович, с особой силой звучат в романе «Молодая гвардия» (1945; 2-я редакция 1951; Государственная премия СССР, 1946; одноименный фильм, 1948), в основу которого легли патриотические дела Краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Роман воспевает борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В образах Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова и др. молодогвардейцев воплотился светлый социалистический идеал. Писатель рисует своих героев в романтическом освещении; в книге соединяются патетика и лиризм, психологические зарисовки и авторские отступления. Во 2-ю редакцию, учтя критику, писатель включил сцены, показывающие связи комсомольцев со старшими подпольщиками-коммунистами, образы которых углубил, сделал рельефнее. Развивая лучшие традиции рус. литературы (Л. Н. Толстой, А. М. Горький), Фадеев Александр Александрович создал произведения, ставшие классическими образцами литературы социалистического реализма. Последний творческий замысел Фадеев Александр Александрович – роман «Черная металлургия», посвыше современности, остался незавершённым. Литературон-критические выступления Фадеев Александр Александрович собраны в книгу «За тридцать лет» (1957), показывающей эволюцию литературных взглядов писателя, внёсшего большой вклад в развитие социалистической эстетики. Произведения Фадеев Александр Александрович инсценированы и экранизированы, переведены на языки народов СССР, многие иностранные языки. В состоянии душевной депрессии покончил жизнь самоубийством. Много лет Фадеев Александр Александрович находился в руководстве писательских организаций: в 1926–32 один из руководителей РАПП; в 1939–44 и 1954–1956 секретарь, в 1946–54 генеральный секретарь и председатель правления СП СССР. Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939–56); на 20-м съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2–4-го созывов и Верховного Совета РСФСР 3-го созыва. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.
Соч.: Собр. соч., [Вступ. ст. В. М. Озерова], т. 1–7, М., 1969–71; Письма. 1916–1956. [Вступ. ст. С. Н. Преображенского], 2 изд., М., 1973.
Лит.: Бушмин А., Роман А. Фадеева «Разгром», Л., 1954; его же, Александр Фадеев, Черты творческой индивидуальности, Л., 1971; Зелинский К., А. А. Фадеев. Критико-биографич. очерк, М., 1956; Никулина Л., А. А. Фадеев. Семинарий, Л., 1958; Киселева Л., Творческие искания А. Фадеева, М., 1965; Беляев Б., Александр Александрович Фадеев. Биография писателя, Л., 1969; Озеров В., Александр Фадеев. Творческий путь, 3 изд., М., 1970; Заика Ст., О романе А. Фадеева «Последний из удэге». История создания, авторская концепция, стиль, М., 1972; Шешуков С. И., Александр Фадеев. Очерк жизни и творчества, М., 1973; Книпович Е., Романы А. Фадеева «Разгром» и «Молодая гвардия», 2 изд., М., 1973; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 5, М., 1968.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|