Палладио Андреа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Палладио (Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство Палладио Андреа, основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение Палладио Андреа— так называемая Базилика в Виченце: Палладио Андреа обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же Палладио Андреа возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. илл., — оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для Палладио Андреа не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру Палладио Андреа осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио Андреа добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах Палладио Андреа, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—70, см. илл.). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565—80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл.), Палладио Андреа, совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). Палладио Андреа прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, Палладио Андреа опубликовал трактат «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). Палладио Андреа оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв. (см. Палладианство).

Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566. Палладио Андреа.

Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592. Палладио Андреа.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.

Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг. Палладио Андреа.

Палладио. Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560-х гг.

Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570. Палладио Андреа.

Палладио. Палаццо Порто-Барбаран в Виченце. 1570.

Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне). Палладио Андреа.

Палладио. Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо делла Раджоне).

Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио. Палладио Андреа.

Виченца. Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). Начат в 1550. Арх. А. Палладио.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592. Палладио Андреа.

Палладио. Церковь Иль Реденторе в Венеции. Окончена в 1592.

А. Палладио. Палладио Андреа.

А. Палладио.

Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци. Палладио Андреа.

Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580—85. Окончен архитектором В. Скамоцци.

Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци. Палладио Андреа.

Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы. 1551—67. Окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци.

 

  Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.

 

  Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 290—308; Bolletino del Centro di studi d’architettura «Andrea Palladio», с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino, 1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966.

Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио. Палладио Андреа.

Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио.

  М. Н. Соколов.

Так же Вы можете узнать о...


Кодорский перевал, перевал через Водораздельный хребет Большого Кавказа.
Копьяпо (Copiapo), город в Чили, административный центр провинции Атакама, в долине р.
Крона (ден. единица) Крона (от основного значения слова «крона» — корона, изображение которой чеканилось на монетах), 1) денежная единица ряда европейских стран: К.
Ландау Эдмунд Георг Герман Ландау (Landau) Эдмунд Георг Герман (14.2.1877, Берлин, — 19.
Лиссагаре Проспер Оливье Лиссагаре (Lissagaray) Проспер Оливье (24.11.
Маки (от франц. maquis — заросли вечнозелёных колючих труднопроходимых кустарников), одно из названий отрядов французских партизан в годы 2-й мировой войны 1939—45.
Международный день студентов Международный день студентов, день международной солидарности студенчества.
Мишин Василий Павлович [р. 5(18).1.1917, Орехово-Зуево Московской обл.
Мшанки (Bryozoa, или Polyzoa), класс беспозвоночных животных типа щупальцевых (Tentaculata).
Нёйс (Neup), город в ФРГ, в земле Северного Рейн-Вестфалия, на левом берегу Рейна (напротив г.
Огурчинский, остров в юго-восточной части Каспийского моря, в Туркменской ССР.