Федотов Павел АндреевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Федотов Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, – 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834–45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Федотов Павел Андреевич относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844–46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов Павел Андреевич впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Федотов Павел Андреевич перешёл к работе масляными красками, создал серию картин («Свежий кавалер», 1846, «Разборчивая невеста», 1847, «Сватовство майора», 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов Павел Андреевич сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Федотов Павел Андреевич – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством («Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849, оба – Русский музей, Ленинград). В рисунках Федотов Павел Андреевич достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Федотов Павел Андреевич пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотов Павел Андреевич (1850–52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов Павел Андреевич создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем («Вдовушка», 1851–52, «Анкор, ещё анкор!», 1851–52, обе – Третьяковская галерея, «Игроки», 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Федотов Павел Андреевич обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Федотов Павел Андреевич сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.
Федотов П. А. «Крестины». 1847. Тушь. Третьяковская галерея, Москва. Федотов П. А. «Магазин». 1844. Сепия. Третьяковская галерея, Москва. Федотов П. А. «Кухарка с блюдом в руках». 1848. Рисунок. Русский музей, Ленинград. Федотов П. А. «Кончина Фиделки». 1844. Сепия. Русский музей, Ленинград. Федотов П. А. «Разборчивая невеса». 1847. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва. Федотов П. А. «Молодой человек с бутербродом». 1849. Рисунок. Третьяковская галерея, Москва. Федотов П. А. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея, Москва. Федотов П. А. «Сватовство майора». 1848. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва. П. А. Федотов. П. А. Федотов. «Анкор, ещё анкор!». 1851—52. Третьяковская галерея. Москва. Федотов П. А. «Вдовушка». 1851—52 Русский музей, Ленинград. П. А. Федотов. Этюд к картине «Игроки». 1851—52. Итальянский карандаш, мел. Русский музей. Ленинград. Федотов П. А. «Игроки». 1852. Киевский государственный музей русского искусства.
Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, «Современник», 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов – художник и поэт, Л. – М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. – М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973. В. Сарабьянов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|