Брюллов Карл Павлович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРИ
БРН
БРО
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

Брюллов Карл Павлович [12(23).12.1799, Петербург, — 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Брюллов Карл Павлович стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Брюллов Карл Павлович отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллов Карл Павлович («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Брюллов Карл Павлович — картина «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов Карл Павлович подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллов Карл Павлович к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Брюллов Карл Павлович раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Брюллов Карл Павлович был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Брюллов Карл Павлович не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.

 

  Лит.: Ракова М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963.

  В. М. Датунов.

Так же Вы можете узнать о...


Чагатайский улус, см. Джагатайский (Чагатайский) улус.
Востоков Иван Анатольевич [4(16).1.1840, Ярославль, — 21.
Конструктивные объекты, объекты, рассмотрение которых и оперирование с которыми не связаны с принятием более сильных абстракций бесконечности, чем абстракция потенциальной осуществимости, состоящая в отвлечении от практических границ наших возможностей при построении каких-либо (конкретных или абстрактных) объектов в пространстве, времени и материале.
Перфторуглеводороды, перфторуглероды, углеводороды, у которых все атомы водорода замещены фтором, например тетрафторэтилен CF2 = CF2, перфторпропилен CF3—CF = CF2, перфторпентан CF3(CF2)3CF3.
Турпаев Тигран Мелькумович (р. 20.10.1918, Астрахань), советский физиолог, член-корреспондент АН СССР (1972).
Бендерское восстание 1919, вооружённое выступление трудящихся г.
Индифферентность (от лат. indifferens, род. падеж indifferentis — безразличный), равнодушие, безучастность.
Народная Республика Конго, см. Конго.
Соответственные состояния, состояния различных веществ, соответствующие одинаковым значениям приведённых параметров состояния (например, температуры, давления, плотности).
Аваруа (Avarua), город, административный центр архипелага Кука (владение Новой Зеландии) в Тихом океане, в Полинезии.
Девастация (от лат. devastatio — опустошение, истребление), комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инвазионных и инфекционных заболеваний человека, животных и растений на всех фазах развития этих возбудителей.
Луццатто Джино Луццатто (Luzzatto) Джино (9.1.1878, Падуя, — 31.
Рейдт (Rheydt), город в ФРГ в земле Северный Рейн-Вестфалия, 101,9 тыс.
Церковная область, то же, что Папская область.