Хедаят СадегБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Хедаят Садег (17.2.1903, Тегеран, — 9.4.1951, Париж), иранский писатель, филолог и общественный деятель. Учился в Бельгии и Франции (1926—30). Хорошо знал народное творчество и классическую персидскую литературу. Рассказы Хедаят Садег, опубликованные в разное время в Бельгии, Франции и Иране, составили сборник «Заживо погребённый» (1930). Затем изданы пьесы и сборники рассказов «Три капли крови» (1932), «Светотень» (1933), две большие новеллы «Алявийе-ханум» (1933) и «Слепая сова» (1937); в соавторстве с Масуд Фарзадом создан сборник памфлетов и сатирических рассказов «Достопочтенная книга господина Вак-Вака» (1934). Писатель отдал известную дань модернистским течениям (новеллы «Смерть», «Заживо погребённый», «Манекен в витрине» и др.). Но и в эти годы в его творчестве звучит протест против тяжёлых условий жизни и социальной несправедливости. В новеллах 30-х гг. («Стервятники», «Даш Аколь», «Исповедь» и др.) возникает реалистическая тенденция, которая в более поздний период творчества Хедаят Садег становится преобладающей. В сборнике рассказов «Бродячий пёс» (1943) и «Распутство» (1944) Хедаят Садег подвергает критике некоторые стороны Иран. действительности, выступает против фашизма и колониализма, сатирически обличает «рыцарей капитализма» (повесть «Хаджи-ага», 1945, и др.), сочувствует своим героям — людям труда. Хедаят Садег перевёл на современный персидский язык, снабдив комментарием и предисловиями, ряд среднеперсидских памятников: «Книга подвигов Ардашира Папакана», «Разъяснения, устраняющие сомнения». Знаток персидского фольклора и этнографии, Хедаят Садег издал сборники народных детских песен, игр, загадок — «Сказки», народных песен — «Народные таране», народных персидских поверий, обычаев и обрядов — «Страна чудес». Выступал с литературно-критическими и этнографическими статьями. В 1950 Хедаят Садег выехал в Париж. В порыве отчаяния уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством. Сочинения Хедаят Садег переведены на многие языки мира; его творчество оказало значительное влияние на развитие современной персидской литературы.
Соч. в рус. пер.: Избранное, М., 1957; Бродяга Аколь. Избр. произв., [М., I960]; Избр. произв., М., 1969.
Лит.: Кешелава Т., Художественная проза Садека Хедаята, Тб., 1958; Комиссаров Д. С., Садег Хедаят. Жизнь и творчество, М., 1967; его же, С. Хедаят, «Народы Азии и Африки», 1973, № 3. Д. С. Комиссаров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|