Шпанн ОтмарБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шпанн (Spann) Отмар (1.10.1878, Вена, — 8.7.1950, Нёйштифт, Бургенланд), австрийский философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист, профессор университетов в Брюнне (Брно, с 1909) и Вене (1919—38). Следуя традициям философии Платона, средневекового реализма и немецкого классического идеализма, стремился построить философско-социологическую систему «универсализма»; одно из её основных положений — целое по своей сущности предшествует частям; части есть выражение, опосредствование целого; целое, расчленяясь, обусловливает существование частей. Целостность, для Шпанн Отмар, — первоначальная действительность, в которой не действует причинность. Причинное понимание предметов, как полагает Шпанн Отмар, возможно лишь на основе ложного предположения, что «части существуют раньше целого». Он отвергает атомизм и материализм, утверждая, что механистичность — их неотъемлемый признак. В понимании сущности жизни Шпанн Отмар близок к виталистическим воззрениям Х. Дриша. Главное место среди социальных образований Шпанн Отмар отводил государству, считая, что оно существовало всегда, меняя лишь свои формы. Шпанн Отмар выдвинул идеал общественного устройства, основанного на сословных различиях и строжайшей иерархии, черты которого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья.
Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1—22, Graz, 1963.
Лит.: Dunkmann К., Der Kampf um Othmar Spann, Lpz., 1928; Rüber Н., Othmar Spanns Philosophie des Universalismus. Darstellung und Kritik, Jena, 1937. См. также ст. Часть и целое и лит. при ней. И. В. Блауберг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|