Эфиопия XI. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XI. Литература Литература Эфиопия многоязычна. Литературный язык в Эфиопия не всегда совпадал с языком повседневного общения и фольклора. Письменность и эпиграфика (на сабейском языке) появились в Эфиопия в 5 в. до н. э. В первые века н. э. языками эпиграфики становятся гёэз (см. Эфиопские языки) и греческий. Расцвет эфиопской эпиграфики на этих языках относится к 4—6 вв., когда создаются объёмные надписи аксумских царей. В 6 в. на гёэз переводится ряд произведений христианской и гностической (см. Гностицизм) литератур, сыгравших большую роль в развитии всей культуры Эфиопия 8—12 вв. — время упадка эфиопской литературы. Первые литературные памятники эфиопского возрождения 13—15 вв. — многочисленные переводы с арабского. В 14—17 вв. на языке гёэз создаются эпические «сказания» и «видения», религиозные гимны, хроники, агиография, богословские, мистические и магические сочинения, а также составляются компиляции исторических легенд и различных литературных источников: «Слава царей» (14 в.), «Богатство царей» и «Законодательства царей» (17 в.). Собственные литературы на языке гёэз имели религиозные секты. Из них секта Эвостатевоса (14—15 вв.) ориентировалась на армянскую и коптскую культуры. Своего расцвета литература на языке гёэз достигла в царствование Зарэ-Якоба I (1434—68), написавшего ряд богословских сочинений. Крупнейшими поэтами этой эпохи были Георгий Армянин и император Наод (1494—1508) — авторы книг религиозных гимнов. В то время написано первое дошедшее до нас произведение эфиопской эпистолярной литературы (письмо игумена Никодима Флорентийскому собору, 1440—41). Придворный священник Зарэ-Якоба I написал первую в Эфиопия царскую хронику, продолженную и при сыне Зарэ-Якоба I Бэыдэ-Марьяме I (1468—1478). С тех пор в Эфиопия не прерывалась традиция составления царских хроник. Наибольшей художественностью отличается хроника императора Сэрцэ-Дынгыля (1563—97). Во 2-й половине 16 в. монах Бахрей написал «Историю галла» — первое социологическое сочинение в Эфиопия, а монах Энбаком (принявший христианство араб Салих) выступил с антимусульманским памфлетом «Врата веры». В 17—19 вв. гёэз остаётся одним из литературных языков Эфиопия На нём были созданы шедевры церковной поэзии, царские хроники, биографии вельмож и пр. Одним из последних прозаических произведений на языке гёэз была историческая повесть «Катехизис Зарэ-Якоба», написанная в середине 19 в. итальянским миссионером Джусто да Урбино — автором переводов с европейских языков философско-художественной литературы на амхарский язык, ставшим предтечей эпохи просвещения в Эфиопия Эфиопия. Посвятительный трон с женской фигурой. Камень. 5—4 вв. до н. э. Район Мэкэле. К 14—16 вв. относятся первые дошедшие до нас произведения литературы Эфиопия на амхарском языке: эпические «Царские песни». В 17 в. на амхарском языке создаются произведения церковной литературы, переводные и оригинальные. В середине 19 в. историк Зеннеб написал первую хронику на амхарском языке (с 1799 по 1856). Затем богослов Вольдэ-Марьям создал отличающуюся высокими художественными достоинствами хронику императора Теодроса II (1855—1868), а в конце 19 — начале 20 вв. придворный хронограф императора Менелика II (1889—1913) Гэбрэ-Селассие (1850—1912) написал хронику этого царствования, завершающего средневековый период эфиопской культуры. Церковь Бет-Абба Либанос в Лалибэле. Зачинателем новой амхарской литературы является Афэворк Гэбрэ Иесус, автор первого эфиопского романа «Тобья» (или «История, рожденная сердцем», изд. 1908, 1927, 1958), а также художественные биографии императора Менелика II (1909), путевых очерков и др. В 20—30-е гг. в амхарскую литературу приходит поколение «младоабиссинцев», среди которых выделяется Хируй Вольдэ Селассие, создавший глубоко национальные произведения на морально-философские темы: повесть «Моё сердце — мой друг» (1923), романы «Совет сыну — память об отце» (1931), «Я и мои друзья» (1935), «Новый мир», философско-исторические повествования «Император Йоханныс IV и Метемма» (1927), «Жизнеописание исторических личностей прошлого и настоящего». После 2-й мировой войны в Эфиопия были изданы многочисленные повести и романы, сборники стихов, драматических произведений, но излюбленным жанром продолжали оставаться философско-исторические и философско-публицистические повествования. Крупным поэтом и драматургом 50—60-х гг. был Мэнгысту Лемма, автор лирических стихов и бытовых комедий. Другой видный поэт, драматург, прозаик и переводчик — Кэббэдэ Микаэль. В 70-е гг. в амхарскую литературу пришло поколение молодых поэтов, среди них мастер национальной философско-лирической поэзии Айяльнех Мулату, наполнивший сложные традиционные формы амхарского стиха революционным содержанием.
Лит.: Крачковский И. Ю., Литература Абиссинии, «Вестник ЛГУ», 1948, №7; его же, Введение в эфиопскую филологию, ред., предисл. и прим. Д. А. Ольдерогге, [Л.], 1955; Кобищанов Ю. М., У истоков эфиопской литературы (аксумская литература), в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964; его же, Фольклорные мотивы в эфиопской литературе, в сборнике: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970; Иванова В. М., Тютрюмова Т. Л., Заметки о литературе Эфиопии на амхарском языке, там же; Ягья В. С., Современная литература Эфиопии, в сборнике: Актуальные проблемы изучения литератур Африки, М., 1969; Иванова В. М., Вольпе М. Л., Литература Эфиопии (на амхарском языке), в кн.: Современные литературы Африки. Восточная и Южная Африка, М., 1974 (лит.); Cerulli Е., La letteratura etiopica. L'Oriente cristiano, 3 ed., Mil., 1968. Ю. М. Кобищанов, В. М. Иванова. Эфиопия, Социалистическая Эфиопия. Флаг государственный. Эфиопия. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Экономико-географический очерк VII. Вооружённые силы VIII. Медико-санитарное состояние и здравоохранение Ветеринарное дело. IX. Просвещение и научные учреждения X. Печать, радиовещание, телевидение XI. Литература XII Архитектура и изобразительное искусство XIV. Театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|