Хроники

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ХА ХВ ХД ХЕ ХЁ ХИ ХЛ ХМ ХН ХО ХР ХТ ХУ ХШ ХЫ ХЬ ХЭ ХЮ ХЯ
ХРА
ХРД
ХРЕ
ХРЖ
ХРИ
ХРО
ХРУ
ХРЫ
ХРЮ
ХРЯ

Хроники, наиболее распространённый тип произведений средневековой европейской историографии. X. не имели принципиальных отличий от других типов исторических сочиненийанналов и т. н. историй (весьма употребительны были «смешанные» название — «Хроника, или Анналы», «Хроника, или История»). Поэтому в современной исторической литературе название «X.» нередко употребляется в расширительном смысле — применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии.

  Собственно X. назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий, но уступали историям в степени авторской систематизации и осмысления материала. Методологическую основу Хроники, как и др. жанров феодально-церковной историографии и агиографии, вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) составляла теологическая концепция истории, выдвинутая в начале 5 в. Августином и истолкованная в 13 в. Фомой Аквинским в чисто феодальном духе. В средневековой Хроники отсутствовало развитое понятие причинно-следственных отношений, место которого занимает идея провиденциализма. Политические события рассматривались как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла. Провиденциализм обусловил и такие характерные черты Хроники, как отсутствие объективного критерия истины, некритическое отношение к источнику, вера в чудеса и знамения. Нередки в Хроники и моменты прямой фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В раннее средневековье особенно популярны были т. н. всемирные, или универсальные, Хроники (chronica mundi, chronicon universale). Изложение событий во «всемирных» Хроники начиналось, как правило, от «сотворения мира» (причём весь материал, относящийся к событиям до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или нескольких более ранних Хроники), включало события настоящего и завершалось «повествованием» о будущем человечества, истолкованном в духе христианской эсхатологии. К числу наиболее известных «всемирных» Хроники относятся «Большая хроника» Исидора Севильского (7 в.), «Хроника» Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. Хроники писались, как правило, на латинском языке (исключение составляет «Англо-саксонская хроника», записанная на англо-саксонском языке). По мере образования национальных государств стали возникать, получая всё большее распространение, национальные Хроники, посвященные истории одной страны и написанные на национальных языках. С 13 в. создаются (на латинском языке) значительные своды Хроники, отразившие начальный этап становления национальных государств: «Большие французские хроники» (13—15 вв.), хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии, «Всеобщая испанская хроника» (13—14 вв.) и др. В 13—14 вв. наряду с монастырскими получают развитие рыцарские («Хроника» Ж. Фруассара, 14 в., и др.) и городские Хроники (хроники Дино Компаньи и Дж. Виллани во Флоренции, 14 в.; любекская хроника Детмара и И. Герца, 14—15 вв.; Хроники аугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.). Оставаясь в целом на почве феодальной историографии, городские Хроники носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны некоторые антифеодальные тенденции — следствие длительной борьбы городов с сеньорами. Как церковно-феодальным, так и городским Хроники присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали господство духовных и светских феодалов, вторые — интересы патрициата и богатого купечества.

  Являясь памятниками средневековой историографии, многие Хроники вместе с тем, несмотря на специфику их методологии и методов работы хрониста, служат важнейшим источником изучения политической истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры (хроники Ордерика Виталия, 12 в.; францисканца Салимбене, 13 в.; французская «Хроника первых четырех Валуа», 14 в., и др.). Городские Хроники, как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономического характера, тогда как последние (особенно рыцарские) содержат больше сведений по истории дипломатии и войн. Значительный интерес представляют иллюстрированные Хроники Миниатюры средневековых Хроники являются не только своеобразным историческим источником, но и памятником искусства (широкую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры «Больших французских хроник»).

  С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологический кризис средневековой историографии. Историки-гуманисты отвергли теологическую трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи исторических сочинений установление естественных причин исторических событий. Появление в этот период последних крупных сводов Хроники (т. н. «Хроники» Р. Холиншеда в Англии и др.) во многом связано с повышением общественного интереса к истории, вызванным распространением идей Возрождения и Реформации, а сами Хроники в той или иной форме отразили влияние этих идей.

  Особую обширную группу составляют византийские Хроники — «всемирные» и посвященные истории империи (см. в ст. Византия. Византийская культура, Историческая наука). В Древней Руси (и ряде др. славянских стран) исторические произведения, соответствующие Хроники, носили название летописей (летописцев) и хронографов.

Название «Хроники» закрепилось в европейской науке также за многими произведениями средневековой историографии стран Востока.

 

  Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, [М.], 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. — Л., 1964; Люблинская А, Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz О., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter, 3 Aufl., Bd 1—2, В., 1886—87; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronistik..., Düss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Göttingen, [1965]; Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926.

  О. Л. Вайнштейн.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Висим, посёлок городского типа в Пригородном районе Свердловской области РСФСР.
Восточный Евфрат, река в Турции, левый приток р.
Гамсун Кнут Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.
Гетерогония (от гетеро... и ...гония), одна из форм чередования поколений у животных, при которой сменяют друг друга половые поколения (в отличие от метагенеза, когда половые поколения сменяются бесполыми).
Гольяны (Phoxinus), род пресноводных рыбок семейства карповых.
Грузинская колония в Москве, поселение грузин, образовавшееся в конце 17 в.
Дегидрогеназы (от де... и новолат. hуdrogenium — водород), ферменты, катализирующие отщепление водорода от органических веществ.
Диервилла (Diervilla), род листопадных кустарников семейства жимолостных, очень близкий к роду вейгела.
Дрожжевание кормов, биологический способ подготовки кормов к скармливанию, повышающий их питательность и улучшающий вкусовые и диетические качества.
Жешув (Rzeszow), город на юго-востоке Польши, на р.
«Земледелие», ежемесячный научно-производственный журнал Министерства сельского хозяйства СССР.
Изяслав, город, центр ского района Хмельницкой области УССР, на р.