Архитектура и изобразительное искусство"> Архитектура и изобразительное искусство"> Архитектура и изобразительное искусство">
Эфиопия XII Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII Архитектура и изобразительное искусство В многоликом и древнем искусстве Эфиопия сочетаются традиции африканской культуры и наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейского влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопия восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками; позже в Южной Эфиопия ставились намогильные деревянные человеческие фигуры народа консо. На С.-В. страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство древневосточного типа, истоки которого лежали в Сабе (Южная Аравия): постройки из тёсаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины; алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, каменные и терракотовые головы 5—4 вв. до н. э.; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъём искусства Эфиопия наступил в 1-й половине и середине 1-го тыс. н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2—3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме,), каменные стелы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители гранёных столбов, изображения архитектурных мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геометрическим орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окруженные венком колосьев. После христианизации Аксума (середина 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трёхнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет деревянные потолки, в том числе имитацию свода в среднем нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором. Эфиопия. Панель на потолке второго притвора в церкви Дэбрэ Дамо в Агаме. Дерево. Ок. 7—8 вв. После упадка Аксума традиции искусства Эфиопия возродились в 12—13 вв. в средневековом царстве к В. от оз. Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения африканских животных. Появилась фресковая живопись — стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, армянского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15—16 вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Макана Селассие в горах Уолло — центральное святилище, окруженное деревянной колоннадой). В 17 в. к С. от оз. Тана создана новая столица Гондар. Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния. В течение многих веков сложились особенности декоративного искусства Эфиопия Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в т. ч. сложная плетёнка) металлические и деревянные кресты. Церковь Медхане-Алем в Лалибэле. Около 11—13 вв. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. строились города (в том числе новая столица Аддис-Абеба), отдельные здания больниц и школ; преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища. В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Северо-восточной Эфиопия строительство развернулось в 1950—60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архитектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитекторы А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Д. Рейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель «Веби-Шебели» в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство: живописец и скульптор Афеверк Текле, живописцы Агегну Энгсда, Але Феллеге Селам, Гебре Кристсс Деста, Абдель Рахман Шэриф, скульпторы Тадессе Белайнех, Тадессе Мамеча обращаются к образам национальной народной жизни, к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений 19 и 20 вв. После 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа. А. Медзедими. Дом Африки в Аддис-Абебе. 1963. Традиционное народное жилище Эфиопия — круглые в плане плетнёвые обмазанные глиной дома («тукуль»), с конической кровлей; прямоугольные дома («хедме») из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на Ю. — также куполообразные хижины. Традиционные народные ремёсла — гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка, (на накидках «шамма», на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.
Лит.: Тураев Б. А., Айналов Д. В., Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А. И. Кохановским, СПБ, 1913; Абиссиния (Эфиопия). Сб. статей, М. — Л., 1936; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Искусство народов Африки, М., 1975; Pankhurst Е. S. Ethiopia. A cultural history, L., 1955; Doresse J., Au pays de la reine de Saba. L'Ethiopie antique et moderne, P., 1956; Buxton D. R., Travels in Ethiopia, N. Y. — Wash., 1967. XIII.Музыка Эфиопская музыка сложилась под влиянием древнегреческой, иудейской, позднее арабской культур, а также во взаимодействии с некоторыми африканскими культурами. Разнообразен музыкальный фольклор Эфиопия, что связано с пестротой и разнородностью этнического состава населения. Длительную эволюцию претерпели мелодия, формулы, типы песен, инструменты, лады. Известны трудовые, обрядовые, исторические, военные (например, «шиллала» у амхарцев), охотничьи, «личные» и другие песни. Фонетические особенности различных языков обусловливают специфику вокальной техники (например, характерная прерывистость мелодического движения, обрыв музыкальной фразы). Музыкальный инструментарий: струнные — масенко (масинко, однострунная скрипка), крар и бегена (6и 8-, 12-струнные лиры); духовые — вашинт (поперечная флейта), имбилта (эмбилта, флейта с пентатонным звукорядом), малакат (длинные трубы из бамбука или металла); ударные — барабаны коберо, атамо и др. Носителями музыкальной культуры в Эфиопия были странствующие поэты-певцы — азмари (полупрофессиональные музыканты — мужчины и женщины), которые пели, аккомпанируя себе на масенко или краре. Их песни, зачастую остросоциального характера, содержали критику имущих классов, выражали ненависть к завоевателям. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в современной Эфиопия (популярны певцы Тилахун, Гессессэ, Малаку Гелау, Гетамесай Абебе и др.). В 30-х гг. 20 в., в связи с проникновением в страну элементов западной культуры, появились композиторы, использующие европейскую систему нотации: среди них — Алека Мелаку Бегго-Сеу, Каньятта Иофатаха Негуссе, М. Иоханнес. В 50-х гг. в Аддис-Абебе была создана «Национальная патриотическая ассоциация», объединившая музыкантов Эфиопия, пропагандирующих национальную культуру. В 1952 началась серьёзная работа по изучению фольклора Эфиопия Большое внимание уделяется музыкальному образованию: организованы факультеты искусств в университетах Аддис-Абебы и Асмары, Институт эфиопских исследований в Аддис-Абебе (1963). При Университете Аддис-Абебы основан Центр художественного творчества (1963), цель которого — воспитание молодёжи в духе национальных традиций. Курсы по подготовке профессиональных музыкантов созданы и при Национальном театре (ансамбль театра гастролировал в 1961 в СССР). В 1960 с помощью специалистов из НРБ открыта консерватория. Характерно объединение артистов и небольших групп в крупные творческие коллективы. Таковы «Группа Голубого Нила» (исполняет ритуальные песни и танцы), Музыкально-танцевальный и драматический ансамбль (выступал на фестивале в Лагосе в 1977 с программой на революционные темы). Дж. К. Михайлов. Эфиопия, Социалистическая Эфиопия. Флаг государственный. Эфиопия. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Экономико-географический очерк VII. Вооружённые силы VIII. Медико-санитарное состояние и здравоохранение Ветеринарное дело. IX. Просвещение и научные учреждения X. Печать, радиовещание, телевидение XI. Литература XII Архитектура и изобразительное искусство XIV. Театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|