Абстрактное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АБА
АББ
АБД
АБЕ
АБЖ
АБЗ
АБИ
АБК
АБЛ
АБО
АБР
АБС
АБУ
АБХ
АБЭ

Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа Абстрактное искусство полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства». Практика же Абстрактное искусство сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «Абстрактное искусство» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям Абстрактное искусство чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

  Абстрактное искусство возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны Абстрактное искусство питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль — в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. Абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. Абстрактное искусство эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций («оп-арт»), как течение Абстрактное искусство теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам. Абстрактное искусство.

П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам.

В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам. Абстрактное искусство.

В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.

П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон. Абстрактное искусство.

П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон.

А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж. Абстрактное искусство.

А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.

 

  Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.

  А. М. Комаров.

Так же Вы можете узнать о...


Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства рим.
Фрезениус Карл Ремигий Фрезениус (Fresenius) Карл Ремигий (28.12.1818, Франкфурт-на-Майне, — 11.
Цианамид кальция, CaCN2 кальциевая соль амида циановой кислоты (цианамида) H2N—C=N; бесцветные растворимые в воде кристаллы, tпл ~ 1300 °С.
Шлюпочное устройство на судне, совокупность конструкций, приспособлений и механизмов, служащих для спуска шлюпок на воду, подъёма их на борт и хранения на судне.
Ювенал Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(около 60, Аквинум, близ Рима, — около 127, Египет (?)], римский поэт-сатирик.
Александровск-Сахалинский, город, центр Александровск-Сахалинского района Сахалинской области РСФСР.
Астара (город в Азерб. ССР) Астара, город (с 1945), центр Астаринского района Азербайджанской ССР, на берегу Каспийского моря, в устье р.
Берггольц Ольга Федоровна [р. 3(16).5.1910, Петербург], русская советская писательница.
Булган, город на севере центральной части МНР, близ р.
Виоля свеча, устаревшая единица силы света, равная силе света, излучаемого 1 см2 поверхности затвердевающей платины по направлению нормали к этой поверхности.
Гарсиласо де ла Вега (Garcilaso de la Vega), известен под именем Инка (около 1539 — около 1616), историк Перу.
Государства всеобщего благоденствия теория «», одна из современных буржуазно-реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которое изображается как сила, устраняющая несправедливость капиталистического строя и обеспечивающая рост благосостояния широких масс населения.
Джадидизм (от араб. усул-и-джадид — новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг.