Алжир (государство) XV. Музыка, театр и киноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка, театр и кино Музыка. С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и оседлых племён Алжир (государство) и передавалось из поколения в поколение, фольклорная вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных звукорядах, обладает ритмическим многообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это искусство испытало влияние древнегреческой, затем римской и средневековой христианской музыки. Со времени завоевания Алжир (государство) арабами (7 в.) и особенно с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской Андалусии, с 16 в. — военная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в Алжир (государство) были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них — нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или унисонный хор) и инструментальные номера. Нубы различаются по ладам. С древних времён популярны нубы: сика, зидан, мезмум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Многие мелодии требуют от исполнителя высокого мастерства. Среди алжирских музыкальных инструментов — ребаб (смычковый), уд (лютня), канун (род цитры), госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в национальный оркестр. В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в. возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал исполнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка. Народное прикладное искусство. Вышивка.
Лит.: Башир Хадж Али. Музыка, в кн.: Культура современного Алжира. Сб. ст., пер. с франц., М., 1961; его же, Возродить национальные традиции, «Советская музыка», 1965, № 1; R ouanet J., La musique arabe dans ie Maghreb, в кн.: Encyclopedie de la musique..., fondateur A. Lavignac, pt. I, t. 5, P., 1922, p. 2845 — 77. Л. Алжир (государство) Ельницкий Театр. По мере распространения в Алжир (государство) французского языка получил распространение французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке, возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссёр Р. Ксентини, написавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны «Бу-Борма», «Мой кузен из Стамбула», «Зед-Алех» и др. В этих произведениях обличаются реакционные пережитки, пороки, порожденные колониальным господством. Преемником Ксентини был Б. Махиддин, написавший пьесы «Предатели», «Пробудившиеся» и др., утверждавшие освободительные идеи. Большое политическое значение имела его пьеса «Племя поддакивающих», разоблачавшая колонизаторов и их прислужников. Труппа Махиддина ставила также пьесы Алжир (государство) Накли, М. Ульд Шейха и других драматургов, произведения Мольера, Софокла, Ибсена в вольном переводе на арабский язык. С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актёров его труппы было вынуждено покинуть родину и создало за границей (в Тунисе) Алжирский художественный ансамбль. Этот коллектив выступал в разных странах, знакомя зарубежного зрителя с творчеством алжирских драматургов, народным фольклором различных областей страны. После провозглашения независимости Алжир (государство) в 1962 на базе этого ансамбля был создан Алжирский национальный театр во главе с актёром и режиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и осуществил постановку «Дон Жуана» Мольера) на сцене театра ставятся музыкально-танцевальные представления. Крупнейшие театральные труппы приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969). Алжир. Приморская часть города. Кино. Национальная кинематография в Алжир (государство) зародилась в период Национально-демократической революции 1954—62, когда был создан ряд документальных и агитационных фильмов, посвященных борьбе народа Алжир (государство) за независимость. После 1962 алжирские кинематографисты значительно расширили производство хроникально-документальных фильмов и отсняли первые художественные фильмы на фольклорно-этнографические сюжеты или посвященные событиям войны 1954 — 62. Для становления национальной кинематографии большое значение имели национализация кинотеатров и создание в 1964 Национального центра кинематографии. Среди лучших фильмов — «Битва за город Алжир» (1966) и «Ветер с Луреса» (1967). Р.Г. Ланда. Алжир (по названию г. Алжир, от араб. аль-Джезаир — острова), Алжирская Народная Демократическая Республика — АНДР (араб. Аль-Джумхурия аль-Джезаирия Демократия аш-Шаабия; франц. Republique Algerienne Democratique et Populaire). Государственный герб Алжира. Флаг государственный. Алжир. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика Х. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XV. Музыка, театр и кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|