Алжир (государство) XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЛА
АЛБ
АЛГ
АЛД
АЛЕ
АЛЁ
АЛЖ
АЛЗ
АЛИ
АЛК
АЛЛ
АЛМ
АЛН
АЛО
АЛП
АЛС
АЛТ
АЛУ
АЛФ
АЛХ
АЛЧ
АЛЫ
АЛЬ
АЛЮ
АЛЯ

XIII. Литература

Алжирская литература — литература алжирского народа на арабском, кабильском и французском языках.

Литература на арабском и кабильском языках. Самобытная литература Алжир (государство) зародилась в эпоху борьбы против испанской экспансии начала 16 в. и против турецкого господства 16—18 вв. Оскорбленное патриотическое чувство — одна из главных тем литературы Алжир (государство) этого периода (элегии Ибн Амсаиба, народные песни). В 19 в. литература Алжир (государство) отразила процесс начавшегося формирования алжирской нации, ещё не вырвавшейся из пут феодализма, но уже попавшей в оковы французского колониализма. Развивается устное народное творчество: волшебные сказки, исторические легенды, эпические сказания, песни, импровизации. Близка по духу народным песням патриотическая поэзия Абд аль-Кадира, элегии Сайда Абдаллаха, Эль Хаджа Мухаммеда Башира, поэзия воина-меддаха Мухаммеда Белькаира. Талант лирика и дар проповедника сочетал Си Моханд — поэт Кабилии. Каддур бен Хлафа сочинял элегии и сатиры. Возмущение колониализмом выразили писатели Мухаммед Бен Шенеб, Абд аль-Халим Бен Смайя.

Народное прикладное искусство. Керамика из Кабилии. Алжир (государство).

Народное прикладное искусство. Керамика из Кабилии.

  В 20 в. как просветители выступили: Абу аль-Якдан, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси, Мулуд аль-Хафиди, Тайеб аль-Укби; развивалась патриотическая лирика: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Саид аз-Захири. Рождалась сатира на французских колонизаторов. В 1928 впервые на арабском языке увидел свет сборник «Сокровища народной религиозной поэзии».

  Драматургия на арабском литературном языке просветительского (пьеса Али Шарифа Тахара «Исцеление после испытания», поставлена 1921) и патриотического (анонимная пьеса «За родину», поставлена 1922) характера не встретила отклика у зрителя. Успех сопутствовал драматургии на алжирском народном диалекте арабского разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна «Джеха», поставлен 1926). Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изобличали в пьесах и фарсах Рашид Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах — Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни, Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту женщины написан Ахмедом Рида-Хуху роман «Девушка из Мекки» (1947). Тема героической борьбы народа за своё будущее — ведущая в драмах Мустафы аль-Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь павших звучит в цикле стихов Абу аль-Касима Саадалла «Победа Алжиру!» (1957, рус. пер. 1961). В тексте национального гимна, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был выражен религиозный фанатизм; 2-я редакция гимна (1957—58) проникнута революционным пафосом.

Литература на французском языке. На пути к художественной зрелости и самобытности формирующаяся литература на французском языке в 20-е гг. 20 в. не миновала бытописательства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира «Зохра...», 1926, и Мухаммеда. Ульд Шейха «Мириам...», 1926), а в 30-е гг. — философско-романтических исканий (книга стихов Ж. Амруша «Прах», 1934, и его поэма «Сокровенная звезда», 1937). Пробуждение национального самосознания накануне и после 2-й мировой войны выразили: алжирские писатели: Жан Амруш в своей антологии «Берберские песни Кабилии» (1939) и в проповеди «Бессмертный Югурта» (1946); Аит Джафер в поэме «Песня нищих арабов Касбы» (1951); Мустафа Лашраф в сборнике стихов «Отплытия» (1952); Маргерит Таос в повести. «Чёрный гиацинт» (1947). Высокого уровня литература Алжир (государство) достигла в реалистической трилогии «Алжир» Мухаммеда Диба, дилогии Мулуда Ферауна «Земля и кровь» (1953, рус. пер. 1965), «Трудный путь» (1957) и его «Дневнике» (1962), романах Мулуда Маммери«3абытый холм» (1952, рус. пер. 1966) и «Когда спит справедливость» (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри — автор романа «Оливковые ветви справедливости» (1959), Ясин Катеб — создатель романов «Неджма» (1956), «Звездный полигон» (1966) и драматической тетралогии «Кольцо репрессий» (1955—59), Анри Креа — трагедии «Землетрясение» (1958). Хосин Бухазер написал драму «Солнце не упрячешь за решетку» (1960). Духовное и политическое прозрение женщины-мусульманки — в центре романов «Жажда» (1957), «Нетерпеливые» (1958), «Дети нового мира» (1962), «Наивные жаворонки» (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религиозной веры освещается в романе Мурада Бурбуна «Вершина дрока» (1962, рус. пер. 1966), в творчестве Малека Хаддада, автора стихов, а также романов «Последнее впечатление» (1958; в рус. пер. — «Последний отпечаток», 1962), «Набережная цветов не отвечает» (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем Хальфа, Жан Амруш, Алжир (государство) Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту восставшего народа. В литературе Алжир (государство) проявили себя критик Садек Хаджерес, поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Джелюль Ахмед. В поток литературы вливаются свидетельства патриотов о пытках во французских тюрьмах во время национально-освободительной войны алжирского народа против французских колонизаторов: книги «Гангрена» (1959) и «Вам рассказывает алжирец» (1960) Мезиана Нуреддина; книги «Допрос под пыткой» (1958, рус. пер. 1958) и «Бойцы в плену» (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега.

  Завоевание независимости в 1962 открывает новую эпоху в литературе Алжир (государство) Писатели свободного Алжир (государство) осмысляют минувший период борьбы: Нордин Тидафи в лирическом сборнике «Родина навеки» (1962), Ж. Сенак в поэтическом гимне«Чистым героям»

  (1962), Мессаур Булануар в лирической хронике «Непреоборимая сила» (1963), Анна Греки в поэтической исповеди «Алжир, столица — Алжир» (1963), Алжир (государство) Креа в стихотворном цикле «Заговор равных» (1964), Каддур МХамсаджи в повести «Молчание мертвых» (1963), М. Диб в цикле новелл «Талисман» (1966) и в романе «Танец короля» (1968), Х. Бухазер в романе «Пять пальцев дня» (1967). М. Маммери в романе «Опиум и дубинка» (1965, рус. пер. 1967) соединил жанры героического эпоса и интеллектуального романа. Алжир (государство) Бенцин опубликовал «Походный дневник» (1965, рус. пер. 1968), Алжир (государство) Греки— книгу стихов «Суровые времена» (1966), Б. Хадж Али — цикл стихов «Песни сентябрьских ночей» (1966), Д. Макнаши — сборник стихов «Солнечная пыль» (1967), Ж. Пелегри — символико-аллегорический роман «Памятники потопа» (1967), М. Бурбун — роман «Муэдзин» (1968). М. Таос переложила на французский язык в своей книге «Волшебное зерно» (1966) берберские сказки, песни и пословицы Кабилии. 28 октября 1963 основан Союз писателей Алжир (государство) В мае 1964 увидел свет первый номер литературного журнала «Новамбр» («Novembre» — «Ноябрь»). Вышли поэтическая антология «Алжирский диван» (1968, составители Ж. Леви-Валенси, Ж. Э. Беншейх), автобиографическое повествование Ф. Алжир (государство) М. Амруш «История моей жизни» (написана 1946, опубликована 1968) и «Письма друзьям» (1969, посмертно) М. Ферауна.

 

  Публикации в рус. пер.: Из африканской лирики. Пер. М. Курганцева, М., 1967.

 

  Лит.: Культура современного Алжира. Сб. ст., пер. с франц., М., 1961; La poésie algérienne de 1830 à nos jours, P. — La Haye, 1963; Anthologie des écrivains Maghrebins d'expression fran(;aise, P., [1965]: Khatibi A., Le roman maghrébin. P., 1968: Mammeri M., Les isfras du poete Si Mohand, P., 1969; Bibliographic de la littérature Nord-Africaine d'expression francaise, 1945 — 1962, par J. Arnaud, A. Khatibi, J. Dejeux, A. Roth, P. — La Haye, 1965.

  В. П. Балашов.

XIV. Архитектура, прикладное и изобразительное искусство На территории Алжир (государство) открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского, римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад, Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (общественных бань), триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены произведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.

Народное прикладное искусство. Ковёр из Гергура. Алжир (государство).

Народное прикладное искусство. Ковёр из Гергура.

  Средневековые города Алжир (государство) с узкими извилистыми улицами, окруженные крепостной стеной, включали цитадель («касба»), многочисленные мечети, медресе, бани, рынки, дворцы (например, дворцовый комплекс в Кала-Бени-Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв. — Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Южная Испания): здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16—18 вв. в гг. Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы турецких наместников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в некоторых сахарских поселениях (например, Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оранс, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и особняки (французские архитекторы П. Алжир (государство) Эмери. Б. Зерфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.) После освобождения Алжир (государство) особое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа архитектора Алжир (государство) Коппа).

Демонстрация молодых патриотов в связи с провозглашением независимости Алжира. Город Алжир. Июль 1962. Алжир (государство).

Демонстрация молодых патриотов в связи с провозглашением независимости Алжира. Город Алжир. Июль 1962.

  Прикладное искусство Алжир (государство) 19—20 вв., как и в средние века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в коврах, жёлто-красная — в керамике); в произведениях горных ремесленников, испытавших воздействие турецкого искусства, преобладают многоцветные растительные узоры — извивающиеся побеги, цветы, листья.

Народное прикладное искусство. Керамика из Кабилии. Алжир (государство).

Народное прикладное искусство. Керамика из Кабилии.

  В. Л. Воронина.

Изобразительное искусство в Алжир (государство) 19 — начала 20 вв. было представлено работами французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы — братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. В 1960-е гг. в Алжир (государство) работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алжирского народа, относятся живописцы и графики Х. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш. Месли, М. Хадда.

  Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г.Алжир (основана в 1881).

  Л. И. Воловая.

 

  Лит.: Лот Алжир (государство), В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1&62; Магсаis G., Algérie médievale. P., [1957]; Leschi L., Algérie antique, P., [1952]; Dans la lumiere des cites africaincs, [v. 1] — Afrique du Nord, P., [1956J: Golvin L., Lesarts populaires d'Algérie, t. 1 — 5, [P.], 1949 — 1955; Yelles В. et Maisonseui J. de, Tendances de la peinture alge-rienne contemporaine, «Afrique», P., 1964, aout, № 37; Les jeunes peintres algeriens, «Revolution africaine», Alger, 1967, № 207.

Алжир (по названию г. Алжир, от араб. аль-Джезаир — острова), Алжирская Народная Демократическая Республика — АНДР (араб. Аль-Джумхурия аль-Джезаирия Демократия аш-Шаабия; франц. Republique Algerienne Democratique et Populaire).

Государственный герб Алжира. Алжир (государство).

Государственный герб Алжира.

Флаг государственный. Алжир. Алжир (государство).

Флаг государственный. Алжир.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
Х. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XV. Музыка, театр и кино
Так же Вы можете узнать о...


Калчев Камен (настоящее имя — Петр) (р. 31.7.
Ленинаканское плато, вулкапическое плато на З.
Некрофаги (от греч. nekrós — мёртвый и phagos — пожиратель), 1) клетки из группы фагоцитов, поглощающие в организме остатки постоянно отмирающих и самообновляющихся тканей.
Предпринимательский доход, часть средней прибыли, остающаяся у промышленного или торгового (функционирующего) капиталиста после уплаты процента за банковскую ссуду.
«Советская Хакасия», областная газета Хакасского АО РСФСР на русском языке.
Фатализм (от лат. fatalis – предопределённый судьбой, роковой), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Эпос (греч. éżpos — слово, повествование, рассказ),
Биогеоценология (от био..., гео..., греч. koinos — общий и logos — слово, учение), наука о взаимосвязанных и взаимодействующих комплексах живой и косной природы — биогеоценозах и их планетарной совокупности — биогеосфере.
Главпрофобр, Главное управление профессионального образования, учреждено в составе Наркомпроса РСФСР в 1921 на базе Главного комитета профессионально-технического образования (был утвержден в 1920 и также назывался ).
Изотопные методы в геологии, методы изучения геол.
Кропоткин (пос. гор. типа Иркутской обл.) Кропоткин (до 1930 — Тихоно-Задонский), поселок городского типа Иркутской области РСФСР.
Монцонит [от названия горы Монцони (Monzoni) в Италии, в Тироле], кристаллическая магматическая горная порода, состоящая приблизительно из равных количеств калиевого и известково-натрового полевых шпатов (ортоклаза и Лабрадора) и из железисто-магнезиального минерала, обычно пироксена.
Плавной лов, промысел рыбы объячеивающими (запутывающими) орудиями лова, плывущими в толще воды под влиянием течения или ветра.