Атональная музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АТА
АТБ
АТВ
АТЕ
АТИ
АТК
АТЛ
АТМ
АТО
АТР
АТТ
АТУ
АТХ
АТЯ

Атональная музыка (греч. а — отрицательная частица; буквально — внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Основной признак Атональная музыка — отсутствие объединяющего соотношения тонов с главным центром лада — тоникой. Отсюда — аморфность музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек» Берга (1921) и др.

  В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами» (получивший затем наименование додекафония), в задачу которого входило внесение в анархию Атональная музыка строгого порядка. Атональная музыка лежит в основе многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма. Эстетические принципы Атональная музыка тесно связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы и элементы Атональная музыка встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).

 

  Лит.: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М.. 1964; Мазель Л., О путях развития языка современной музыки, «Советская музыка». 1965, №6, 7, 8; Berg A., What is atonality?, в кн.: S Ionimsky N., Music since 1900, N. Y., 1949: Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1958; Rognoni L., Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1954 (библ. с. 355—95); Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.—Los Ang., 1962; Austin W., Music in the 20th century, N. Y., 1966 (библ. с. 552—662).

  Г. М. Шнеерсон.

Так же Вы можете узнать о...


Арманьяк (Armagnac), северное продолжение плато Ланмезан во Франции, у южной окраины Гароннской низменности.
Железнодорожные войска, специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства и заграждения железных дорог на театрах военных действий.
Микронезийцы, группа родственных народов (трукцы и понапеанцы Каролинских островов, чаморро Марианских островов, маршалльцы, науруанцы и др.
Секста (от лат. sexta — шестая) в музыке, один из интервалов, а также одна из ступеней.
Эквивалентная мощность, условная мощность, которой пользуются при сопоставлении различных по мощности двигателей, машин и др.
Глобальный (франц. global — всеобщий, от лат.
Лад, система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде.
Приматы (Primates), отряд млекопитающих. Большинство учёных подразделяет их на 2 подотряда: полуобезьяны и обезьяны.
Франко-американский договор 1800, см. Морфонтенский договор 1800.
Валерии (Valerii), старинный древнеримский патрицианский род.
Квадратичный вычет, понятие теории чисел. К.
Оптическое стекло, высокопрозрачное однородное химически стойкое стекло.
Твёрдость металлов, сопротивление металлов вдавливанию.