Балакирев Милий АлексеевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
М. А. Балакирев. Балакирев Милий Алексеевич [21.12.1836(2.1.1837), Н. Новгород, — 16(29).5. 1910, Петербург], русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальнообщественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Балакирев Милий Алексеевич способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853—55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирев Милий Алексеевич оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Балакирев Милий Алексеевич складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 Балакирев Милий Алексеевич совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867—69 был главным дирижёром Русского музыкального общества. Балакирев Милий Алексеевич способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила». Конец 1850-х — 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирев Милий Алексеевич Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. — симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. — развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен. В 70-е гг. Балакирев Милий Алексеевич уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881—1908 Балакирев Милий Алексеевич вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883—94) состоял директором Придворной певческой капеллы. Центральная тема творчества Балакирев Милий Алексеевич — тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирев Милий Алексеевич характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Основная сфера творчества Балакирев Милий Алексеевич — инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Балакирев Милий Алексеевич работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Балакирев Милий Алексеевич — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Балакирев Милий Алексеевич связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть — в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Балакирев Милий Алексеевич — один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирев Милий Алексеевич — восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирев Милий Алексеевич
Лит.: Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.— Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБалакирев Милий Алексеевич 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.—Л., 1938; Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|