Бах Иоганн Себастьян

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

И. С. Бах. Бах Иоганн Себастьян.

И. С. Бах.

Бах (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах, — 28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17—18 вв. несколько поколений музыкантов. Бах Иоганн Себастьян пользовался славой как органист, но при жизни не привлек заслуженного внимания как композитор. Биография Бах Иоганн Себастьян, типичная для немецкого музыканта того времени, находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.

  Биография Бах Иоганн Себастьян, скудная внешними событиями, условно делится на 3 периода. Первый период — годы учения (1695—1700 в Ордруфе, 1700—03 в Люнебурге). Бах Иоганн Себастьян рано овладел игрой на органе, клавире и скрипке, выступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и современных мастеров. Второй период (1703—23) — профессиональной и творческой зрелости — характеризуется частыми сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством, подавлявшим творческую инициативу великого композитора. В 1703 Бах Иоганн Себастьян работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703—07 — церковным органистом в Арнштадте. После года работы в Мюльхаузенской церкви Бах Иоганн Себастьян 15 лет служил придворным музыкантом в Веймаре (1708—17) и Кётене (1717—23). Третий — лейпцигский период (1723—50) — вершина творческого пути Бах Иоганн Себастьян, годы создания самых монументальных произведений. Бах Иоганн Себастьян работал кантором (регентом и учителем) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви в трудной обстановке, которая неоднократно толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой «Музыкальной коллегией». Умер Бах Иоганн Себастьян, оставив многочисленную семью в тяжёлом материальном положении.

  Основополагающую роль в формировании искусства Бах Иоганн Себастьян сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой. Национальный и демократический характер творчества Бах Иоганн Себастьян ведёт своё начало от протестантского хорала — этой, по словам Ф. Энгельса, «Марсельезы 16 века». Бах Иоганн Себастьян отдал дань всем областям музыкального творчества, кроме оперы. Искусство Бах Иоганн Себастьян органически связано с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран, начиная с 17 в., — хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая, клавирная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка. Бах Иоганн Себастьян, так же как и Г. Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества.

  Музыкальный язык Бах Иоганн Себастьян выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние музыкальный стили, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Бах Иоганн Себастьян богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Бах Иоганн Себастьян превзошёл своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина искусства полифонии. Произведения Бах Иоганн Себастьян отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приёмов варьирования материала.

  Громадное творческое наследие Бах Иоганн Себастьян, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы — вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся главным образом к кётенскому периоду.

  Вокально-драматическое творчество Бах Иоганн Себастьян включает около 300 духовных кантат, оратории: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», «Рождественская оратория», «Пасхальная оратория», Месса си-минор и др. В кантатах Бах Иоганн Себастьян образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как символы определённых этических идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. Выразительный стиль кантат, охватывающий чрезвычайно широкий диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений Бах Иоганн Себастьян Вершины вокально-драматической музыки Бах Иоганн Себастьян — «Страсти по Матфею» и Месса си-минор. В «Страстях по Матфею», повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, достигнуто исключительное единство многоплановой структуры произведения. Традиционная сюжетная схема переплетается с лирико-психологическими, эпическими и драматическими элементами. Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Бах Иоганн Себастьян разнообразием формообразующих приёмов и трактуется как свободный цикл пьес обобщённо-философского содержания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церковной службы.

  Светские кантаты Бах Иоганн Себастьян (около 30) написаны, как правило, на случай. Не исключено, что некоторые из них исполнялись со сценическим оформлением.

  Знаменитый виртуоз-исполнитель на органе, Бах Иоганн Себастьян создал произведения, являющиеся вершиной трёхвекового пути развития органной литературы. В становлении органного стиля Бах Иоганн Себастьян огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным в своём большинстве как своеобразный интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав народного и высокопрофессионального искусств, что сделало смелые художественные искания Бах Иоганн Себастьян доступными слушателю.

  В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах Иоганн Себастьян выступил как преемник немецкой органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил её традиции. Эмоциональное богатство органных произведений Бах Иоганн Себастьян, их глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и кажущейся свободе формы не имеют параллелей с другими произведениями композитора. Бах Иоганн Себастьян объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности части — импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу. Эти произведения максимально используют динамические и тембровые ресурсы современного композитору инструмента.

  В области музыки для клавира Бах Иоганн Себастьян первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство современного ему инструмента. Гениально осуществленную «энциклопедию» музыкальных стилей 17—18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» («Das Wohltemperierte Klavier»), написанных во всех тональностях хроматические гаммы. Это было обусловлено намерением показать равноценность всех тональностей при новой системе настройки инструментов, с тех пор утвердившейся в музыкальной практике, и вместе с тем выявить характерную окраску каждой тональности. В клавирных произведениях Бах Иоганн Себастьян нашли своё развитие и традиционные жанры. В 6 «Английских» и 6 «Французских сюитах» Бах Иоганн Себастьян превращает каждый танец в лирическую поэму или сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из других областей музыки. В «Хроматической фантазии и фуге» Бах Иоганн Себастьян перенёс в клавирное произведение блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий. В «Итальянском концерте» воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди клавирных произведений Бах Иоганн Себастьян — 6 партит, «Гольдбергские вариации», «Искусство фуги» и др.

  В истории оркестровой музыки значительную веху представляют 6 «Бранденбургских концертов» Бах Иоганн Себастьян с разным солирующим составом в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Бах Иоганн Себастьян созданы первые концерты для одного и нескольких клавиров (по образцу скрипичных концертов), концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и др. Много работал Бах Иоганн Себастьян над усовершенствованием музыкальных инструментов, в частности органа и клавира.

  В Лейпциге (ГДР) с 1950 (200-летие со дня смерти Бах Иоганн Себастьян) каждые 4 года проводятся международные конкурсы имени Бах Иоганн Себастьян

 

  Соч.: Собрание муз. произведений: J. S. Bachs Werke, hrsg. yonder Bach-Gesellschaft, [Bd] 1—46, Lpz., 1851—1960; Neue Ausgabe, Lpz. — Kassel — Basel, 1958—1967 — (изд. продолж.).

 

  Лит.: Хубов Г., Себастьян Бах, музыкант-философ. Опыт характеристики, М., 1936 (библ. с. 117-122), 4 изд., М., 1963; Ливанова Т., Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи, ч. 1, М.—Л., 1948; Грубер Р., Бах и Гендель, «Советская музыка», 1935, № 3; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911 (библ. с. 118—19); Вольфрум Ф., Иоганн Себастьян Бах, [пер. с нем.], т. 1—2, М., 1912; Швейцер А., И. С. Бах, [пер. с нем., послеслов. М. С. Друскина], М., 1964 (с подробным библиогр. указателем); Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Spitta P., Johann Sebastian Bach, Bd 1—2, Lpz., 1873—80; Pirro A., L'esthetique de Jean Sebastian Bach, P., 1907; его же, J.-S. Bach. Les maîtres de la musique, 3 ed., P., 1913; ForkeI J. N., ÜberJohann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Augsburg, 1925; Besse-1 er H., Johann Sebastian Bach, в сборнике: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935; Vetter W., J. S. Bach, 2 Aufl., B., 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam, 1950; Terry Ch. S., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1950; Smend Fr., Bach in Köthen, B., 1951; Frank H., Johann Sebastian Bach. Die Geschichte eines Lebens, B., 1961; Spitta Ph., Johann Sebastian Bach. Gekurzte Ausgabe mit Anmerkungen und Zusatzen von W. Schmieder, Wiesbaden, 1961; Lebmann Cl., J. S. Bach, P., 1964 (L'homme et son oeuvre. Liste complete desoeuvres, discograptlie, bibliographic); Geiringer K., Johann Sebastian Bach, L., 1967.

  В. Д. Конен.

Так же Вы можете узнать о...


Реконструкция (лингвистич.) Реконструкция лингвистическая, гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учётом возможных путей языкового развития.
Ростра (лат. rostra, множественное число от rostrum — нос корабля), в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами вражеских кораблей, захваченных римлянами в 338 до н.
Самойлов Андрей Григорьевич (р. 17.10.1907, с.
Северо-Каспийская нефтегазоносная область, Прикаспийская нефтегазоносная область, расположена преимущественно в западной части Казахской ССР и частично в Астраханской, Гурьевской, Волгоградской, Саратовской и Оренбургской областей РСФСР.
Силезские восстания ткачей. Восстание 1793, стихийное выступление крестьян-ткачей, к которому присоединились широкие крестьянские массы.
Смирнов Иван Тимофеевич (1852, дер. Вязницы Тверской губернии, — 1896, Канск), один из первых русских рабочих-революционеров.
Социологическая ассоциация Международная (МСА; International Sociological Association), объединяет главным образом национальные и региональные социологические организации (в т.
Стереометр (отстерео... и ...метр), оптико-механический прибор для выполнения по наземным фотографиям, аэроснимкам и космическим фотоснимкам различных измерений изображения объектов в процессе их стереоскопического рассматривания (см.
Суховершинность, усыхание вершин деревьев. Наблюдается чаще при засухе, заморозках, заболачивании, задымлении атмосферы, повреждениях грибами, насекомыми.
Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Возник в СССР как самодеятельный или полупрофессиональный театр в середине 20-х гг.