ПолифонияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Полифония (от поли... и греч. phone— звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие. В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную Полифония, образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную Полифония, разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги; контрастнотематическую Полифония, в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род Полифония синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов. В музыке 18—20 вв. эти виды Полифония порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И. С. Баха), пассакалья (Полифония Хиндемит) и др. Формы Полифония начиная с 12—13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи Полифония строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и Полифония свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке Полифония занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства Полифония связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская Полифония получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. Полифония — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, Полифония Хиндемита, Б. Бриттена.
Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Grobe Kompositionslehre. Bd 1—2, B. — Stuttg., 1903. Вл. В. Протопопов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|