Швейцер Альберт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШВА
ШВЕ
ШВИ
ШВЫ
ШВЯ

А. Швейцер. Швейцер Альберт.

А. Швейцер.

Швейцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация «Философия религии Канта», 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины.

  В начале 20 в. завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Швейцер Альберт как музыковеда связано с его работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.

  В 1913 вместе с женой — медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Швейцер Альберт главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Швейцер Альберт присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 — Нобелевская премия мира, на средства от которой Швейцер Альберт построил лепрозорий в Ламбарене.

  Исходный принцип мировоззрения Швейцер Альберт — факт жизни (противопоставляемый у Швейцер Альберт факту мысли как производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Швейцер Альберт предлагает формулу: «я — жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Швейцер Альберт выводил основной этический принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Швейцер Альберт, — не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Швейцер Альберт, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.

  Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Швейцер Альберт выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека — знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Швейцер Альберт, «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации». Швейцер Альберт противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс». Согласно Швейцер Альберт, этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Швейцер Альберт ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность. С этой гуманистические позиции Швейцер Альберт критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Швейцер Альберт сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.

 

  Соч.: Die psychiatrische Beurteilung Jesu, Tübingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1—2, Münch., 1923; Das Christentum und die Weltreligionen, Münch., 1924; Le probléme de l’éthique dans revolution de la pensée humaine. P., 1952; Friede oder Atornkrieg, Bern, 1958; Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, 2 Aufl., B., 1963; в рус. пер. — И. С. Бах, М., 1964; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.

 

  Лит.: Друскин М., А. Швейцер и вопросы баховедения, «Советская музыка», 1960, № 3; Левада Ю. А., А. Швейцер — мыслитель и человек, «Вопросы философии», 1965, № 12; Геттинг Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., М., 1967; Альберт Швейцер — великий гуманист XX в., М., 1970; Петрицкий В. А., Этическое учение А. Швейцера, Л., 1971; Носик Б. М., Швейцер, М., 1971; Langfeldt G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; Bähr Н. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg, Tübingen, 1962; Müller R., 50 Jahre Albert Schweitzer — Spital in Lambarene, «Münchener medizinische Wochenschrift», 1963. Bd 105, № 51, s. 2521¾2530; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].

  В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кулик Леонид Алексеевич [7(19).8.1883, Дерпт, ныне Тарту Эстонской ССР, — 14.
Мераге, Марага, город на северо-западе Ирана, в остане Восточный Азербайджан.
Ойнохоя (греч. oinochoē, от oinos — вино и cheō — лью), древне-греческий сосуд для разливания вина — одноручный кувшин с овальным (яйцеобразным) туловом и устьем в форме трилистника (с тремя носиками).
Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Северная Вэй, Тоба Вэй, Юань Вэй, династия, царствовавшая в 386—535 на территории Северного Китая.
Тапиры (Tapiridae), семейство млекопитающих отряда непарнокопытных.
Фототелеграфный аппарат, 1) общепринятое название факсимильного аппарата.
Экономика связи в СССР, отрасль экономическими науки, изучающая закономерности развития и функционирования связи.
Архивариус, хранитель или сотрудник архива.
Варденис (до 1969 — Басаргечар), посёлок городского типа, центр ского района Армянской ССР.
Гомотипия (от гомо... и греч. týpos — отпечаток), сходство в строении органов, симметрично расположенных по бокам тела (например, правая и левая руки).
Закавказская железная дорога, в современных границах организована в июне 1967.
Кикхем Чарлз Джозеф Кикхем (Kickham) Чарлз Джозеф (1828, Муллинах, графство Типперэри, — 21.
Лекальные работы (от лекало — шаблон для проверки размеров и формы точных изделий сложной формы), точные слесарные работы по изготовлению, регулировке и ремонту нестандартного измерительного и металлорежущего инструмента и сложной технологической оснастки для собственных нужд машиностроительных предприятий.