Гендель Георг Фридрих

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕФ
ГЕЧ
ГЕШ
ГЕЯ

Гендель Георг Фридрих Ф. Гендель. Гендель Георг Фридрих.

Гендель Георг Фридрих Ф. Гендель.

Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, — 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Гендель Георг Фридрих протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Гендель Георг Фридрих «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянскии оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель Георг Фридрих завоевал славу выдающегося клавесиниста.

  В 1710—16 жизнь Гендель Георг Фридрих была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Гендель Георг Фридрих опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Гендель Георг Фридрих ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Гендель Георг Фридрих нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Гендель Георг Фридрих). Театр Гендель Георг Фридрих был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Гендель Георг Фридрих в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ. периода Гендель Георг Фридрих не остался в стороне от англ. музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Гендель Георг Фридрих Пёрселла, ещё в 1717—19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720; 2-я редакция 1732).

  В 1730-х гг. Гендель Георг Фридрих всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Гендель Георг Фридрих — «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон».

  В 1745—46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Гендель Георг Фридрих получило наконец всеобщее признание. Произведения Гендель Георг Фридрих этих лет — «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Гендель Георг Фридрих сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Гендель Георг Фридрих в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Гендель Георг Фридрих в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».

  Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Гендель Георг Фридрих В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Гендель Георг Фридрих стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Гендель Георг Фридрих в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Гендель Георг Фридрих Шюц) и достижения оперного искусства, Гендель Георг Фридрих создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Гендель Георг Фридрих не только раскрывал с большой силой личную драму («Самсон», «Иевфай»), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Гендель Георг Фридрих выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты («Геркулес», «Альцеста», «Семела»). Оптимистические концепции ораторий «Самсон», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей» и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.

  В ораториях Гендель Георг Фридрих использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Гендель Георг Фридрих выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Гендель Георг Фридрих и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Гендель Георг Фридрих

  Инструментальное наследие Гендель Георг Фридрих включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля — новый жанр, созданный Гендель Георг Фридрих, сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, — «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749).

 

Соч.: Werke. Ausgabe der Deutschen Händelgesellschaft, Bd 1 — 100, Lpz., 1858 — 1902; Hallische Händel-Gusgabe, Ser. 1-4, Lpz. — Kassel, 1955 (изд. продолжается).

 

  Лит.: Роллан P., Гендель Георг Фридрих Гендель, 2 изд., пер. с франц., М., 1934: его же, Портрет Генделя, в его кн.: Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935; Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. — Л., 1939; Chrysander F., G. F. Händel, Bd 1—3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed., L., 1959; Leichtentritt Н., Händel, Stuttg. — [u. a.], 1924; Siegmund-Schultze W., Georg Ffredrich Händel, 3 Aufl., Lpz., 1962; Serauky W., Georg Friedrich Händel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3—5, Lpz., 1956—58.

  Гендель Георг Фридрих В. Крауклис.

Так же Вы можете узнать о...


Ленстер (Leinster, Laighin), историческая провинция в юго-восточной части Ирландии.
Прямокрылые (Orthoptera или Saltatoria), отряд насекомых с неполным превращением.
Халил Зейнал (литературное имя; настоящее имя Зейнал Рза оглы Халилов) (22.
Ватерлоо (Waterloo), населённый пункт в Бельгии, в провинции Брабант, к югу от Брюсселя.
Кеманча, кяманча, струнный смычковый музыкальный инструмент.
Организация Североатлантического договора, НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США.
Татская литература, литература татов; см. Дагестанская АССР, раздел Литература.
Ариана (Arianc), введённое древнегреческим учёным Эратосфеном в античную литературу обозначение восточной части Иранского плато.
Ереванское ханство, основано в 1604 иранским шахом Аббасом I на территории Восточной Армении.
Месхети, страна месхов (одного из груз. племён), историческое название части Южной Грузии.
Сборочные приспособления, устройства и механизмы, употребляемые в машиностроении для установки, закрепления, правильного взаимного расположения собираемых деталей и узлов.
Шпажник, то же, что гладиолус.
Геотермика, геотермия (от гео… и греч. therme — тепло), раздел физики Земли, изучающий тепловое состояние и тепловую историю земных недр.
Крутка, характеристика скрученности текстильных нитей, определяемая числом полученных ими кручений (витков) на единицу их длины в скрученном состоянии.