Бирма X. ПросвещениеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
X. Просвещение До вторжения английских колонизаторов Бирма была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности благодаря существовавшей с давних времён системе монастырского обучения. Каждый мальчик, достигнув 14 лет, должен был провести несколько лет в буддийском монастыре. В монастырях, кроме чтения религиозных текстов и письма, изучалась арифметика, давались некоторые сведения по истории, географии, астрономии, медицине. В колониальный период возникли светские школы 3 типов: национальные школы, где обучение велось на бирманском языке; национально-английские школы, в которых обучение велось в основном на английском языке, но использовались и местные языки; английские школы с преподаванием на английском яз. Преобладали частные школы. Основной массе бирманцев были доступны лишь начальные национальные школы, окончание которых не давало права поступления в средние учебные заведения, где обучение велось преимущественно на английском языке В 1947/48 учебном году во всех общеобразовательных школах обучалось 443 тыс. учащихся. После образования Бирманского Союза было принято решение о постепенном введении всеобщего бесплатного начального обучения. С приходом (1962) к власти Революционного совета вводится новая система народного образования, имеющая целью подготовить молодёжь к участию в строительстве новой Бирма Главное внимание уделяется подготовке национальных технических кадров, идеологическому воспитанию учащихся. Преподавание ведётся на бирманском языке; на национальных окраинах — на местных языках. В связи с тем, что неграмотность среди населения (особенно в сельской местности) ещё высока, с 1965 ежегодно проводятся кампании по её ликвидации; создана сеть вечерних школ. Бирма. Моламьяйн. Вид части города. Управление народным образованием централизовано. Частные учебные заведения национализированы. В монастырских школах обучение ведётся по государственным программам. В 4-летние начальные школы поступают дети с 6 лет. Обучение преимущественно раздельное; постепенно увеличивается число школ с совместным обучением мальчиков и девочек. В сельской местности преобладают однокомплектные школы (все классы ведёт один учитель). Существует 3-летняя промежуточная школа, готовящая к поступлению в 3-летнюю среднюю школу и к практической деятельности. В средних школах имеются технические и с.-х. уклоны. В 1968/69 учебном году в начальных школах обучалось свыше 3 млн. учащихся, в промежуточных школах — свыше 537 тыс. учащихся, в средних школах — свыше 107 тыс. учащихся. Профессиональная подготовка осуществляется на базе начальных и промежуточных школ в профессиональных школах со сроком обучения от 6 месяцев до 2 лет. Среднее специальное образование дают 2—3-летние профессионально-технические и с.-х. учебные заведения, куда принимают после профессиональной школы или средней школы. Учителей начальных и промежуточных школ готовят педагогические колледжи, работающие на базе полной средней школы. Срок подготовки учителей начальных школ — 1 год, учителей промежуточных школ — 2 года. Учителей средней школы готовит педагогический институт. В 1968/69 учебном году в педагогических колледжах обучалось 3,6 тыс. учащихся. До 1961 в стране имелось 2 высших учебных заведения — университеты в Рангуне (основан в 1920) и Мандалае (основан в 1958). В 1964 была начата реорганизация системы высшего образования: на базе некоторых факультетов университетов были созданы самостоятельные институты. В Рангуне имеется 2 медицинских института, педагогический, технологический (построен в 1961 с помощью СССР), институт экономики и др.; в Мандалае — медицинский, технический, с.-х. институты; в Инсейне — технический институт; в Пьинмане — с.-х. институт. В 1968/69 учебном году в вузах обучалось свыше 33 тыс. студентов. Крупнейшие библиотеки — в Рангунском (80 тыс. тт.) и Мандалайском (45 тыс. тт.) университетах. В Рангуне находятся музей и картинная галерея (основаны в 1952).
Лит.: Можейко И. В., Просвещение в колониальной Бирме, в кн.: Из истории стран Юго-Вост. Азии, М., 1968, с. 181—207. З. К. Навокина.
Бирма, Бирманский Союз [по-бирм. Мьянма (Бама), Пьидаунзу мьянманайнган]. Флаг государственный. Бирма. Государственный герб. Бирма. I.Общиесведения Б. — государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай и прилегающей территории материка. В состав Б. входят также острова вдоль ее берегов. Б. граничит с Индией и Пакистаном на З., Китаем на С.-В., с Лаосом на В. и Таиландом на Ю.-В. На Ю.-З. и Ю. её берега омываются водами заливов Бенгальского и Моутама (Мартабан) и Андаманского моря. Площадь 678 тыс. км2. Население 27,6 млн. чел. (1970). Столица — г. Рангун, приравнена к административной единице. Состав Б. см. в табл. 1. Табл. 1.—Состав Бирманского Союза
1 Оценка 1969. 2 7 округов: Иравади, Магуэ, Мандалай, Пегу, Ракхайн (Аракан), Сикайн, Танинтайи, или Тенассерим. Хранилище рукописей Питакатай в Пагане. 1058. II. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии и общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|