Трудовая школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЁ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРП
ТРУ
ТРШ
ТРЮ
ТРЯ

Трудовая школа, течение в реформаторской педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Трудовая школа была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.

  В 17 в. мысль о необходимости трудовой подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Английский экономист Дж. Беллерс разработал проект «промышленной школы» — трудового объединения взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением, где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить детей к с.-х. и ремесленному труду в процессе воспитания.

  Видное место вопросы Трудовая школа — трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации народного образования эпохи Великой французской революции.

  В конце 18 — начале 19 вв. И. Г. Песталоцци сформулировал положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Трудовая школа, проблем трудового воспитания: труд в сочетании с физическими упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов — у них нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого включения в практическую деятельность в различных отраслях хозяйства.

  В 1-й половине 19 в. проблема трудового обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей утопического социализма — Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, В. Вейтлинга. Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистическом обществе будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться с основными видами труда.

  Большинство представителей реформаторских течений в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. причисляли себя к сторонникам Трудовая школа, хотя сам труд учащихся трактовался представителями различных педагогических течений по-разному. В теории Трудовая школа можно выделить 3 крупных направления. Представители первого из них видели сущность Трудовая школа в том, что в учебный план вводится ручной труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, способствуют изучению других учебных дисциплин. Таким образом, ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники этого направления (так называемые мануалисты) много сделали для пропаганды идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики, они стремились установить связь между ручным трудом и учебными занятиями, активизировать тем самым весь педагогический процесс.

  Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Трудовая школа такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.

  К третьему направлению в движении Трудовая школа принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Трудовая школа в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.

  Буржуазные педагоги, говоря о Трудовая школа, фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Трудовая школа применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.

  Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Трудовая школа Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Трудовая школа требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).

 

  Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Э н-гель с Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же. Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В. И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957: т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д., Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред М. М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом развитии, ч. 1 — От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Anders on L. F., History of manual and industrial school education, N. Y. — L., 1926; Bennet Ch. A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (Ill), 1937; Burger E., Arbeitspädagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heywang E., Was ist Arbeitsschule?, 3 Aufl. Langensalza, 1927: Panthier A., Enquête historique sur l'enseignement manuel dans les еcoles non techniques, P., 1907; Schloen Н., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, B., 1926; Wolff A., Arbeitspädagogik, Tl 1, Langensalza, 1925; «Jahrbuch für Erziehungs und Schulgeschichte», Jg 1, B., 1961.

  А. И. Пискунов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Медицинская коллегия, высший орган государственного управления медицинским делом в России в 18 веке.
Радиационный баланс атмосферы и подстилающей поверхности, сумма прихода и расхода лучистой энергии, поглощаемой и излучаемой атмосферой и подстилающей поверхностью.
Учур, река в Хабаровском крае и Якутской АССР, правый приток р.
Аэрарий (от греч. аеr — воздух), площадка для воздушных ванн, защищенная от солнечных лучей.
Диалект (от греч. dialektos — разговор, говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Ласло Енё Ласло (Laszlo) Енё (5.3.1878, Сатмарнемети, — 29.
Печорский угольный бассейн, вторая (после Донбасса) крупная база коксующихся углей в Европейской части СССР.
Тараз, Талас, название древнего города, находившегося на месте современного г.
Абсолютный (от латинского absolutus), безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный (например, А.
Геттисберг (Gettysburg), город в США (штат Пенсильвания), в районе которого 1—3 июля 1863 произошло сражение во время Гражданской войны в США 1861—65.
Колли Александр Андреевич [1840, Москва, — 2(15).
Нутрия, болотный бобр, коипу (Myocastor coypus), млекопитающее отряда грызунов.
Скиатрон [от греч. skia — тень и (элек)трон,] электроннолучевая трубка с т.
Шаговая автоматическая телефонная станция ,телефонная станция, в которой коммутация абонентских и соединительных линий осуществляется шаговыми искателями электромеханическими малой ёмкости с одним движением щёток.
Венерин пояс (Cestus veneris), морское животное класса гребневиков (Ctenophora).
Истахри Абу Исхак аль-Фариси Истахри, аль- (около 850—934), арабский географ, уроженец Ирана (вероятно, области Фарс).
Мирабилит (от лат. mirabilis — удивительный; назван немецким химиком И.