Бог

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БОА
БОБ
БОВ
БОГ
БОД
БОЕ
БОЖ
БОЗ
БОИ
БОЙ
БОК
БОЛ
БОМ
БОН
БОО
БОП
БОР
БОС
БОТ
БОУ
БОФ
БОХ
БОЦ
БОЧ
БОШ
БОЭ
БОЯ

Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Бог как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Бог — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Бог над другими; наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего Бога — главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой («Святая Троица»).

  Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Бог С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Бог Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома ЭдфуГор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. у египтян; бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др. у греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Бог последнего становился общегосударственным, или национальным, Бог, возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Бог Вавилонии, в Египте место главного Бог попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне.

  У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Бог, превратился с объединением древнееврейских племён и созданием Иудейского государства в общееврейским Бог, а позже — в единого Бог-творца и вседержителя. Образ христианского Бог сложился в первые века н. э. Основу его составил еврейский Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Бог-спасителя восточных религий (бог-сын — Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в начале 7 в. сложилась монотеистическая религия ислам; в образе мусульманского бога — Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием еврейского Яхве, трансформировались черты древних арабских племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Бог, а наряду с ним буддизм включил в себя и многих других богов.

  С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникает религиозно-философское учение о Бог (см. Теология). Бог стал теперь не только основным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Бог: космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Бог как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Бог, но выдвинувший новое, нравственное обоснование, рассматривая Бог как необходимый постулат практического разума.

  В современной буржуазной философии обращение к идее Бог происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики (неотомизм,теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются.

  Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Бог, с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества.

 

  Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1—12, Münster, 1912—55; Jacobi Н., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise für das Dasein Gottes, Bonn— Lpz., 1923; Söderblom N., Das Werden des Gottesglaubens, 2 Aufl., Lpz., 1926; Bertholet A., Götterspaltung und Göttervereinigung, Tübingen, 1933; Dumézil G., Les dieux des indo-européens, P., 1952; Glasenapp Н. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, B., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 3 Aufl., Bd 2, Tübingen, 1958, S. 1701 — 1809. См. также лит. при ст. Атеизм.

  С. А. Токарев.

Так же Вы можете узнать о...


Ташкентская область, в составе Узбекской ССР.
Швейцарская война 1499, иначе Швабская война 1499.
Березанка, посёлок городского типа, центр Березанского района Николаевской области УССР, в 57 км к юго-западу от Николаева.
Григорович Иван Иванович (1792—1852), белорусский археограф, собиратель древностей, историк.
Кастильоне Бальдассарре Кастильоне (Castiglione) Бальдассарре (6.12.
Мартине Андре Мартине (Martinet) Андре (родился 12.4.1908, Сент-Альбан-де-Вийар, Савойя), французский языковед.
Перепончатокрылые (Hymenoptera), отряд насекомых с полным превращением (см.
Сингальский язык, язык сингалов, основного населения государства Шри-Ланка (главным образом юго-западных и центральных районов).
Флеболит (от греч. phleps, родительный падеж phlebos – вена и lithos – камень), венный камень, образующийся вследствие прорастания тромба (сгустка крови) соединительной тканью и отложения в нём солей извести при тромбофлебите (чаще – на фоне варикозного расширения вен).
Алгебраическая функция, функция, удовлетворяющая алгебраическому уравнению.
Военная коллегия, в России Военная коллегия в России, высший центральный орган военного управления, образованный Петром I в 1717—20 вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления.
Заочный политехнический институт Всесоюзный (Всесоюзный заочный политехнический институт — ВЗПИ), основан в 1932 в Москве.
Кузьминки, архитектурно-художественный ансамбль 2-й половины 18 — начала 19 вв.