Венгрия XVIII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

XVIII. Драматический театр

Венгерская театральная культура корнями связана с языческими обрядами венгров-кочевников, завоевавших в конце 9 в. территорию современной Венгрия Носителями первоначальных форм театральной народной культуры в Венгрия были сказители (регёши), скоморохи (йокулаторы). После принятия в 10 в. христианства элементы древней культуры усиленно искоренялись католической церковью, безуспешно пытавшейся насадить в стране литургическую драму. Зарождение новой драмы на венгерском языке и латыни относится к эпохе Реформации. Крупнейшим представителем протестантской драмы был П. Борнемисса. В 17 в. и особенно в 18 в. многие католические ордена вводят в церковных школах постановку спектаклей на венгерском языке не только религиозного, но и светского содержания (вольные переводы Мольера, интермедия «Женитьба Михая Кочоня» неизвестного автора и др.).

Реформатская церковь в Ньирбаторе. 1484—1511. Интерьер. Венгрия.

Реформатская церковь в Ньирбаторе. 1484—1511. Интерьер.

  В период движения венгерского дворянства и передовой интеллигенции за освобождение страны от феодализма и габсбургского засилья (начало 90-х гг. 18 в.) в Венгрия в 1790 был организован первый профессиональный театр. Актёр и театральный деятель Л. Келемен создал из энтузиастов-любителей театральную труппу в Пеште, которая просуществовала до 1796, показав, помимо произведений немецкой мещанской драмы (А. Коцебу, Ф. Шредер и др.), классику (Г. Э. Лессинг, У. Шекспир, Мольер) и пьесы венгерских драматургов («Философ» Д. Бешшеньеи, и др.). В 1792 начал свою деятельность театр под руководством братьев Фейер в Клуже (Трансильвания). Искусство первого поколения венгерских профессиональных актёров, основавших национальную театральную школу, — Я. Кочи-Патко, П. Янчо, A. Moop, Л. Келемен и др. — отличалось естественностью и простотой исполнения, страстностью в выражении чувств. С деятельностью первых венгерских театров связано творчество одного из ранних комедиографов Венгрия — поэта М. Чоконаи-Витеза. В конце 18 в. после роспуска по распоряжению властей труппы Л. Келемена и особенно в начале 19 в. распространение получил театр, носивший название «бродячий». Небольшие труппы выступали в сёлах, в степных городах; они ставили перед собой просветительские цели, боролись за признание венгерского языка, подъём венгерской национальной культуры, возрождение патриотических традиций прошлого. Передовые политические устремления венгерского народа нашли выражение в исторической драме крупнейшего драматурга И. Катоны «Банкбан» (1820), в которой проводилась мысль о необходимости сочетания социальной и национально-освободительной борьбы. Выдающимися актёрами этого времени были Р. Дерине-Сеппатаки, Ж. Сентпетери, К. Медьери, выступавшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях.

  В 1-й половине 19 в. получила распространение романтическая драматургия национально-освободительной направленности. Драмы К. Кишфалуди, произведения крупнейшего венгерского романтика М. Вёрёшмарти, социальные исторические пьесы Э. Сиглигети, создавшего особый вид, так называемой, народной пьесы («Беглый солдат» и др.), характеризовали основные направления развития национальной драмы. Особое место в драматургии венгерского романтизма занимает историческая драма «Тигр и гиена» (1846) поэта-революционера Ш. Петёфи.

  Открытие в 1837 в Пеште постоянного театра, носившего название Пештский венгерский театр («Пешти мадьяр синхаз», с 1840 — Венгерский национальный театр), ускорило развитие национальной театральной культуры. В этом театре (до 1884) ставились драматические и оперные спектакли. Искусство венгерских актёров этого периода отличалось многообразием идейных и художественных исканий. Наиболее крупные прогрессивные актёры Национального театра — Г. Эгрешши, М. Лендваи, актриса Р. Лаборфальвиидр. — выражали в своём творчестве идеи национально-освободительной борьбы периода подготовки буржуазной Революции 1848—49. После поражения революции идеи борьбы за свободу нашли отражение в философской драме «Трагедия человека» И. Мадача (1861). Быстрое развитие капитализма в Венгрия после австро-венгерского компромисса 1867 усилило влияние буржуазной культуры в венгерском театре. Хранителем национальных демократических традиций в этот период оставался Национальный театр. Особый подъём в жизни театра наступил в 1878—94, когда в нём работали режиссёр и директор Э. Паулаи, драматург Г. Чики и трагедийная актриса М. Ясаи.

Г. Эгрешши в роли Лира. «Король Лир» У. Шекспира. Венгрия.

Г. Эгрешши в роли Лира. «Король Лир» У. Шекспира.

Сцена из спектакля Национального театра «Трагедия человека» И. Мадача. 1955. Венгрия.

Сцена из спектакля Национального театра «Трагедия человека» И. Мадача. 1955.

  В 60—70-х гг. 19 в. были открыты новые театры в столице и провинции: Народный театр в Буде (1861—64, 1867—70), «Непсинхаз» в Пеште (1875), позднее «Вигсинхаз» (1896) и «Мадьяр синхаз» (1897) в Будапеште и др. В начале 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во главе с режиссером Ш. Хевеши организовала новаторский общедоступный театр «Талия» (1904—08), выступивший против театральной рутины и познакомивший широкие круги демократических зрителей с лучшими произведениями социальной драматургии. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) театры были национализированы.

  В 20—30-х гг., пережив поражение пролетарской революции, театр оказался в глубоком кризисе; погоня за кассовым успехом характеризует деятельность частных антреприз. Крупные актёры (Г. Байор, И. Варшаньи, Д. Чортош, Д. Хегедюш, А. Одри, И. Петеш, М. Раткаи, А. Шомлаи, Е. Тёрж) безуспешно пытались преодолеть кризис театрального искусства. Многие талантливые актёры и режиссёры (Ф. Хонт, Х. Гобби, Т. Майор, А. Хорват) участвовали в работе «Независимой сцены» (г. Сегед) и рабочих самодеятельных коллективов. Прогрессивные традиции в драматургии продолжались в произведениях демократически настроенных писателей (Ж. Мориц, Е. Хельтаи, Л. Немет и др.).

  Освобождение от фашизма и установление народно-демократического строя в Венгрия создали новые условия для развития национальной театральной культуры. В 1949 театры были национализированы. Открылись новые театры в столице и на периферии, в том числе Молодёжный, Театр кукол, Передвижной театр им. Дерине, Театр им. Йожефа, и др. Театры начали ставить пьесы современных венгерских драматургов — Д. Ийеша, Л. Немета, И. Шаркади, Э. Урбана, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Популярностью пользовались спектакли, поставленные по произведениям советской драматургии, — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова, «Таня» А. Н. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» Венгрия Венгрия Вишневского, «В добрый час!» Венгрия С. Розова и др. Утверждению реалистических традиций в венгерском театре способствовали постановки пьес А. П. Чехова и М. Горького ведущим венгерским режиссером Э. Геллертом. Театральной выразительностью и идейной глубиной характеризуются спектакли режиссёров старшего поколения Т. Майора, З. Варконьи, Э. Мартона, а также более молодых О. Адама, Л. Вамоша и К. Казимира, создавшего новый театр «Талия» (1961), где были поставлены пьесы И. Э. Бабеля, Р. Хоххута, С. Беккета, а также национальная классика (Ш. Петёфи, Ш. Броди и др.). Помимо Национального театра, известностью пользуется театр «Вигсинхаз», Театр им. И. Мадача (оба в Будапеште) и многочисленные сатирические театры малых форм. Ведущие венгерские актёры 50—60-х гг.: М. Габор, Ф. Бешшеньеи, Ш. Печи, Х. Гобби, М. Шуйок, Т. Майор, К. Тольнаи, М. Тёрёчик, З. Латинович, Е. Руткаи, И. Дарваш, К. Латабар, И. Шинкович, А. Месарош и др.

  В Венгрия (1970) работают 33 драматических театра (19 в Будапеште). В Будапеште создан Научно-исследовательский институт театра (1958), а также институт театра и кино.

 

  Лит.: История западноевропейского театра, под общей редакцией С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1964; Гершкович А. А., Современный венгерский театр, М., 1963; его же, Поэтический театр Петефи, М., 1970; Хамори О., Огромный заряд правды, «Театральная жизнь», 1970, № 22; Bayer I., A nemzeti jatékszin története, köt. 1—2, Bdpst, 1887; Nagymagyar Szinészek, Bdpst, 1957; Magyar szinhaztörténet, Bdpst, 1962.

  А. А. Гершкович.

Цирк. В 19 в. в Венгрия появились странствующие немецкие, французские и др. цирковые труппы. В 1-м десятилетии 20 в. в Будапеште работал цирк под руководством русского клоуна, дрессировщика М. И. Бекетова (Русский цирк Бекетова); в 20-х гг. он возглавил венгерский стационар в Будапеште — Большой будапештский цирк (позже названный Столичный). В 1949 этот цирк вместе с др., передвижными цирками был национализирован. С 1954 работой цирков руководит Венгерское цирковое предприятие. В 1950 в ВНР организована средняя школа циркового искусства.

 

  Лит.: [И. С.], Цирк в Венгерской республике, «Советский цирк», 1961, № 11; Барошш И., Школа циркового искусства, там же.

  А. Я. Шнеер.

Венгрия (Magyarország), Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság).

Государственный флаг Венгрии. Венгрия.

Государственный флаг Венгрии.

Государственный герб Венгрии. Венгрия.

Государственный герб Венгрии.

I Общие сведения В. — государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. — с Австрией, на Ю. — с Югославией, на В. — с Румынией, на С.-В. — с СССР. Особенность географического положения В. — в основном равнинной страны, рубежи которой проходят по холмистым или низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, по Дунаю и его притоку Драве, — определила важное значение территории В. в транспортном отношении. Через территорию В. осуществляются связи ряда европейских стран между собой и со странами Ближнего Востока. Площадь 93 тыс. км2 Население 10,3 млн. чел. (1970). Столица — г. Будапешт. В административном отношении В. разделена на 19 медье: Будапешт, а также гг. Дебрецен, Мишкольц, Печ и Сегед выделены в отдельные административные единицы (см. табл. 1; здесь и ниже приводятся данные Центрального статистического управления ВНР).

Табл. 1.— Административное деление
Медье (области) и города

Площадь, км2

Население тыс. чел. (1970)

Административные центры
Медье

Баранья (Вагапуа)

Бач-Кишкун (Bács-Kiskun)

Бекеш (Békés)

Боршод-Абауй-Земплен(Borsod -Abaúj-Zemplén)

Ваш (Vas)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр-Шопрон (Györ Sopron)

Зала (Zaia)

Комаром (Komárom)

Ноград (Nógrád)

Пешт (Pest)

Сабольч-Сатмар (Szabolcs-Szatmar)

Сольнок (Szoinok)

Тольна (Tolna)

Фейер (Fejer)

 

Хайду-Бихар (Hajdú Bibar)

Хевеш (Heves)

Чонград (Csongrád)

Шомодь (Somody)

Города

Будапешт (Budapest)

Дебрецен (Debrecen)

Мишкольц (Miskolc)

Печ (Pécs)

Сегед (Szeged)

  4388 8362 5669   7024 3340 5187 4012 3285 2249 2544 6393   5935 5571 3609 4374   5765 3638 4150 6082   525,2 446,4 223,6 145,0 112,6

  280 573 447   608 281 409 404 267 302 241 870   592 450 259 389   375 348 323 363   1940 155 173 145 119

 

Печ (Pécs)

Кечкемет (Kecskemét)

Бекешчаба (Békéscsaba)

 

Мишкольц (Miskolc)

Сомбатхей (Szombathely)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр (Györ)

Залаэгерсег (Zaiaegerszeg)

Татабанья (Tatabánya)

Шальготарьян (Salgótarján)

Будапешт (Budapest)

 

Ньиредьхаза (Nyiregyháza)

Сольнок (Szoinok)

Сексард (Szekszárd)

Секешфехервар (Székesfe-hérvár)

Дебрецен (Debrecen)

Эгер (Eger)

Сегед (Szeged)

Капошвар (Kaposvár)

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в. Венгрия.

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в.

II. Государственный строй

  В. — социалистическое государство, народная республика. Действующая конституция вступила в силу 20 августа 1949. Вся власть в В. принадлежит трудовому народу. Экономическую основу общественного строя составляют социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства.

  Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган — Государственное собрание, избираемое населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года по норме: 1 депутат от 30 тыс. жителей. Государственное собрание осуществляет все права, предоставленные ему народной властью: определяет структуру органов управления, направление и условия их деятельности; принимает законы, устанавливает государственный бюджет и народно-хозяйственный план, решает вопросы войны и мира и т.д. В период между сессиями Государственного собрания его полномочия (за исключением права вносить изменения в конституцию) выполняет Президиум Народной республики, избираемый Государственным собранием в составе председателя, 2 заместителей, секретаря и 17 членов. Государственное собрание избирает высший орган государственного управления В. — Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство (Совет Министров).

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание. Венгрия.

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание.

  Местные органы государственной власти — областные, городские, районные (в Будапеште) и сельские советы, избираемые на 4 года. Депутаты сельских советов, городских советов (в городах, не имеющих районного деления) и районных советов Будапешта избираются непосредственно населением. Согласно закону, принятому на сессии Государственного собрания в сентябре 1970, депутаты областных советов избираются депутатами сельских советов, а депутаты городского совета Будапешта — депутатами районных советов Будапешта (в основном, из числа депутатов соответственного совета). Исполнительными и распорядительными органами местных советов являются исполнительные комитеты, избираемые советами из числа депутатов совета. Избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18 лет, за установленными законом исключениями.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт. Венгрия.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт.

  Суд. Система В. состоит из Верховного суда, областных и районных судов и военных судов. Все судьи выборные. Надзор за соблюдением законности возлагается на органы прокуратуры во главе с Верховным (генеральным) прокурором.

 

  Лит.: Kádár J., Socialist construction in Hungary, Bdpst, 1962; Informacija ob usztrojsztve gosjudarsztva i sziszteme prava Vengerszkoj Narodnoj Reszpubliki, Bdpst, 1964; A Madyar Népköztársaság legfelsöb állami szervei, Bdpst, 1967; Information Hungary, Bdpst, 1968 (The Hungarian Peoples Republik, c. fejezet).

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Венгерская социалистическая рабочая партия, Отечественный народный фронт, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XV. Музыка
XVI. Балет
XVIII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


«Литературная Россия», литературный еженедельник, орган правлений СП РСФСР и Московской организации СП РСФСР.
Старческие психозы, сенильные психозы, группа психических болезней, включающая старческое слабоумие и т.
Буэа (Buea), город в Камеруне, административный центр Западного Камеруна (до 1961 — главный город Камеруна, находившегося под британской опекой).
Линейное судоходство, см. Морские линии.
СССР. Сельское хозяйство Сельское хозяйство
Бурея (река) Бурея, река в Хабаровском крае и Амурской области РСФСР, впадает в Амур слева, двумя рукавами.
Ливенка, язычковый музыкальный инструмент. Разновидность гармони.
Спортивная гимнастика, вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.
Буддлея (Buddleja), род растений семейства буддлеевых (прежде относили к семейству логаниевых).
Лесопарк, лесной массив, находящийся в зелёной зоне городов, промышленных центров, рабочих посёлков и др.
Спандекс, тоже, что полиуретановые волокна.
Броневая сталь, легированная сталь для изготовления броневой защиты военных объектов.
Ленинградский курортный район, приморская полоса Карельского перешейка длина 40 км и ширина 2 — 6 км, от Сестрорецка до устья р.
Соударения второго рода, столкновения второго рода, удары второго рода, столкновения возбуждённых атомов, ионов и молекул между собой и с электронами, при которых энергия возбуждения частиц (их внутренняя энергия) полностью или частично переходит в кинетическую энергию сталкивающихся частиц.