Венгрия XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

XIII. Литература

Первые письменные памятники (на латинском языке) дошли от 11—12 вв. (жития, проповеди, толкования Библии, литургические гимны). Важнейшими произведениями средневековой литературы были хроники (см. Историческая наука в разделе Наука и научные учреждения). Восходящая к 13—14 вв. религиозная литература на венгерском языке переживает подъём в связи с деятельностью нищенствующих монашеских орденов и гуситским движением; в 1430-х гг. гуситские проповедники Тамаш и Балинт выполнили перевод Библии. Учившиеся в Италии и работавшие при дворе короля Матьяша Я. Витез (1408—72), Я. Паннониус (1434—72) были первыми глашатаями свободной от теологических оков, насыщенной земными переживаниями гуманистической литературы. С гуманистической культурой, антифеодально-патриотическими настроениями связана литература Реформации, развивавшаяся на венгерском языке в условиях турецкого нашествия и роста городов и бюргерства: баснописец и памфлетист Г. Хельтаи (умер 1574), проповедник и поэт П. Борнемисса (1535—84), странствующий певец Ш. Тиноди (умер 1556). Во 2-й половине 16 в. появляется ренессансная проза в виде, так называемых, развлекательных историй — обработок древне-венгерских преданий (о Тольди), отчасти античных, итальянских и южнославянских сюжетов («История об Аргируше»). На лирику виднейшего поэта венгерского Возрождения Б. Балашши (1554—94) наложила самобытный отпечаток его полная превратностей боевая жизнь.

  В 17 в. в литературе Венгрия утверждается стиль барокко, выражавший разнородные стремления: контрреформационно-феодальные и освободительные, антитурецкие и антигабсбургские. Зачинателем венгерского барокко был архиепископ Эстергомский, иезуит и богослов-полемист П. Пазмань (1570 — 1637), а крупнейшим поэтом — политик и полководец М. Зриньи (1620—64), певец народно-патриотической героики, противопоставляемой трагическим коллизиям бытия. Более идилличной была поэзия И. Дьёндьёши (1629—1704), отвечавшая консервативно-аристократическим вкусам. Позднегуманистические традиции продолжали жить — в сочетании с интересом к пуританизму и рационалистической философии Декарта — лишь в Трансильвании (Я. Апацаи-Чере, 1625—59). Освободительные антигабсбургские восстания конца 17 — начала 18 вв. способствовали расцвету устной поэзии повстанцев, распространение получили также воспоминания (М. Бетлен, К. Микеш, Ф. Ракоци).

  Литература венгерского Просвещения (последняя треть 18 — начало 19 вв.) обладает некоторыми общими с литературами др. стран Восточной Европы чертами: дворянство как носитель передовых идей; просветительская форма классицизма; значительное место национально-исторической и демократической тематики; борьба за усовершенствование, так называемое обновление национального литературного языка. Первоначальный просветительский этап — политически радикальный: направленные против деспотизма трагедии и ратующие за доступность образования прокламации Д. Бешшеньеи (1746—1811); стихи сторонника французской революции Я. Бачаньи (1763—1845). После разгрома республиканского заговора И. Мартиновича (1755—95) главным руслом венгерского Просвещения стало литературно-общественное движение «обновителей языка» (во главе с Ф. Казинци, 1759—1831). Но в поэзии М. Фазекаша (1766—1828), М. Чоконаи-Витеза (1773 — 1805), драмах И. Катоны (1791—1830) уже более прямо выражены вольнолюбивые и антикрепостнические идеи, появляются ростки опиравшегося на фольклор реализма.

  В народной поэзии и национальном прошлом искал для себя питательную почву романтизм (драмы К. Кишфалуди, 1788—1830; лирика Ф. Кёльчеи, 1790—1838; романы М. Йошики, 1794—1865; стихи и поэмы М. Вёрёшмарти, 1800—55). Расцвет его сопровождается развитием реализма, который проступает уже в «шекспировской» широте исторических драм Вёрёшмарти, историческом колорите романов М. Йошики, социально-критической прозе И. Этвёша (1813—71). У трибуна Революции 1848—49 Ш. Петёфи (1823—49) романтические и реалистические тенденции достигают вершины, обретая революционно-демократическое содержание. Безвременье после 1849, когда дворянство идёт на соглашение с Габсбургами, а новые революционные силы не сложились, окрашивает трагизмом и поэзию реалиста Я. Араня (1817—82), и философскую романтику И. Мадача (1823—64). Историческая ограниченность или утопичность идеалов, устарелые романтические приёмы подчас снижают художественное значение популярных патриотических романов М. Йокаи (1825— 1904), ослабляют реалистическую сатиру талантливого обличителя буржуазного дворянского общества К. Миксата (1849—18). Становясь консервативной программой, так называемой народно-национальной школы, склонявшейся к идилличности, псевдонародности, реализм утрачивает социальную глубину. Поэтому прогрессивные писатели последней трети 19 — начала 20 вв. ищут иных художественных путей. Неудовлетворённость, протест всё сильнее звучат в лирике Я. Вайды (1827—97), И. Киша (1843—1921), Д. Ревицкого (1855—89), Е. Комьяти (1858—95). Достижения французского и немецкого натурализма, французского и русского критического реализма художественно переосмысляют Ш. Броди (1863—1924), Ж. Мориц (1879—1942) и др., обогащая прозу тематикой общественного «дна», социально-психологическим драматизмом. Многие писатели из журнала «Nyugat» (1908—41) — выдающийся поэт Э. Ади (1877—1919), М. Кафка (1880—1918), Д. Юхас (1883—1937), А. Тот (1886—1928) — выражали свой антикапиталистический мятеж, социально-гуманистические, а порой революционные (Ади) чаяния импрессионистическими и символистскими средствами, оригинально сплавляемыми с фольклором, с реализмом. К немецкому левому экспрессионизму близки эстетика и стиль Л. Кашшака (1887—1967). Г. Гардоньи (1863—1922), И. Тёмёркень (1866—1917) в демократическом духе продолжали национально-реалистические традиции.

Сцена из спектакля Национального театра «Чонгор и Тюнде» М. Вёрёшмарти. 1951. Венгрия.

Сцена из спектакля Национального театра «Чонгор и Тюнде» М. Вёрёшмарти. 1951.

  После поражения Венгерской советской республики 1919 при хортистской реакции часть венгерских писателей была вынуждена эмигрировать. Писатели-эмигранты в Западной Европе и СССРА. Габор (1884—1953), Б. Балаж (1884—1949), Ф. Карикаш (1892—1938), А. Комьят (1893—1937), Б. Иллеш (р. 1895), А. Гидаш (р. 1899), М. Залка (1896—1937), оказавшийся в России в плену ещё в 1916, и др. — от экспрессионизма, символизма, критического реализма приходят вместе с революционными литературами этих стран к реализму, основанному уже на социалистическом гуманизме и коммунистической идейности. В самой Венгрия авангардизм представлен Кашшаком. Критический реализм укрепляется в формах социально острых (Мориц, Ф. Мора, 1879—1934) и более фактографичных (так называемые, «народные» — крестьянские — писатели: П. Сабо, 1893—1970, П. Вереш, 1897—1970, А. Тамаши, 1897—1966, Л. Немет, р. 1901, Д. Ийеш, р. 1902, И. Дарваш, р. 1912), а также в интеллектуально-психологических (так называемые урбанисты: Д. Круди, 1878—1933, Ф. Каринти, 1888—1938, М. Фюшт, 1888—1967, Д. Костоланьи, 1885—1936, Л. Сабо, 1900—57). Некоторые крестьянские писатели не избежали влияния реакционно-националистических идей (И. Эрдейи, р. 1896), «урбанисты» — крайнего индивидуализма (Л. Сабо). Другие занимают в 30—40-е гг. более или менее последовательные антифашистские (М. Бабич, 1883—1941, Л. Надь, 1883—1954, Е. Тершанский, 1888—1969, М. Радноти, 1909—44, Ийеш), социалистические (Дарваш, Ш. Ридег, 1903—66) и даже коммунистические позиции (крупнейший поэт А. Иожеф, 1905—37, шедший через левоавангардистские искания к социалистическому реализму).

<a target=<a target=М. Лендваи и Р. Лаборфальви в сцене из спектакля «Банк-бан» Й. Катоны. Пештский венгерский театр. 1839. Венгрия." alt="М. Лендваи и Р. Лаборфальви в сцене из спектакля «Банк-бан» Й. Катоны. Пештский венгерский театр. 1839."> Венгрия." alt="Сцена из спектакля «Двое Бояи» Л. Немета. Театр им. Й. Катоны.">

М. Лендваи и Р. Лаборфальви в сцене из спектакля «Банк-бан» Й. Катоны. Пештский венгерский театр. 1839. Венгрия.

М. Лендваи и Р. Лаборфальви в сцене из спектакля «Банк-бан» Й. Катоны. Пештский венгерский театр. 1839.

Сцена из спектакля «Двое Бояи» Л. Немета. Театр им. Й. Катоны.

  Главнейшие этапы литературы народной Венгрия: 1945—49 — время борьбы с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистическую эстетику; 1949—56 — период первых успехов социалистического реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954—56 нигилистическими тенденциями); с 1957 — современный период, когда социалистическая венгерская литература продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших национальных традиций и мирового художественного опыта. В поэзии И. Федора (р. 1898), Гидаша, Ийеша, И. Ваша (р. 1910), Ш. Веэреша (р. 1913), Л. Беньямина (р. 1915), М. Ваци (1924—70), Л. Надя (р. 1925), И. Шимона (р. 1926), Ф. Юхаса (р. 1928), Маргит Сечи (р. 1928), Г. Гараи (р. 1929), Ш. Чоори (р. 1930), М. Ладаньи (р. 1934), прозе Т. Дери (р. 1894), И. Лендьеля (р. 1896), Немета, Э. Иллеша (р. 1902), И. Эркеня (р. 1912), Дарваша, Т. Череша (р. 1913), Л. Мештерхази (р. 1916), И. Шаркади (1921—61), Д. Фекете (р. 1922), Ш. Шомоди Тота (р. 1923), Ф. Шанты (р. 1927), Л. Галамбоша (р. 1929), Э. Галгоци (р. 1930), К. Сакони (р. 1931) и др. художественно многообразно отражаются конфликты современной действительности, разные грани формирования человека новой Венгрия, его сознания и характера. Из произведений 60-х гг., известных в переводах советскому читателю, выделяются остротой социального анализа, богатством формы, психологической и философской глубиной лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, роман Дарваша «Пьяный дождь» (1963), повести Фекете («Смерть врача», 1963), Шанты («Двадцать часов», 1964), Эркеня («Семейство Тотов», 1966).

Кадр из фильма «Двадцать часов». Реж. З. Фабри. 1964. Венгрия.

Кадр из фильма «Двадцать часов». Реж. З. Фабри. 1964.

  Литературоведение возникло в 18 в. (труды по истории венгерской литературы), переживает подъём в 1-й половине 19 в. (просветительская и прогрессивно-романтическая литературная критика: И. Байза, Ф. Гольди). После Революции 1848—49 в литературной науке господствует либеральное направление (историк литературы П. Дьюлаи, критик Е. Петерфи, эстетик Я. Эрдейи), которое постепенно, к концу века приобретает консервативный националистический характер (Ж. Бёти). Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. развивается позитивистская школа (Л. Катона, Ф. Ридль). Критики буржуазно-либеральных и буржуазно-радикальных взглядов в начале 20 в. пользовались и интуитивистскими, импрессионистическими приёмами (Х. Игнотус, Л. Хатвани, А. Шёпфлин). Тогда же в венгерское литературоведение проникают социалистические идеи (Э. Брестовский, Ж. Кунфи, И. Погань). В 20—30-х гг., кроме позитивизма (Е. Пинтер), влияние приобрела духовно-историческая школа (Я. Хорват, А. Серб, Т. Тинеман); из «народных» писателей как литературный критик активно выступал Л. Немет. В полемике с буржуазно-националистическими, эстетскими взглядами и течениями 30—40-х гг. крепнут коммунистическая литературная критика и литературоведение. Известность в этой борьбе приобрели Д. Лукач, И. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Балинт. Литературную теорию и историю литературы в ВНР разрабатывают М. Альмаши, И. Герман, А. Диосеги, Л. Кардош, Т. Кардош, Б. Кёпеци, И. Кирай, Т. Кланицаи, А. Комлош, П. Надь, П. Панди, М. Сабольчи, И. Саудер, Г. Тольнаи, Д. Тот, М. Цине, И. Шётер и др.

 

  Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М,, История зарубежной литературы XVII века, 2 изд., М., 1963; Россиянов О. К., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961; его же, Венгерская литература, в кн.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX в. (1871—1917), JM.], 1968; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962; A magyar irodalom története. 1849-ig, Bdpst, 1937; A magyar irodalom története. 1849—1905, Bdpst, 1963; Magyar irodalmi lexikon, 1—3. köt., Bdpst, 1963—65; A magyar irodalom története, 1—6. k5t., Bdpst, 1964—66; Katona L. und Szinyei Fr., Geschichte der ungarischen Literatur, B., 1911.

  О. К. РоссияновXIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Венгрия сохранились неолитические глиняная скульптура, памятники искусства скифов и кельтов. В римских поселениях (Аквинк, Скарбанция и др.) обнаружены остатки вилл и амфитеатров, фресок и мозаик, статуи, вазы, изделия из стекла. К эпохе переселения народов относятся ювелирные изделия гуннов и аваров, следы славянских поселений. Венгры, появившиеся на территории Венгрия в 9 в., принесли с собой традиции обработки металла.

  От построек 10—11 вв. в Венгрия сохранились «нижние храмы» в Фельдеорё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах из грубых квадров камня. В 11 — начале 13 вв. появились церкви в романском стиле (базилики с мощными западными башнями и перспективными порталами, нередко украшенные скульптурной резьбой, — в Пече, Жамбеке, Лебени). Богатством скульптурного декора выделяется храм в Яке. Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготическими веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме, полукруглая в плане, с нервюрами свода, опирающимися на хрупкие спаренные колонки. В ряде памятников изобразительного искусства 11 в. сказываются византийские влияния (резной каменный саркофаг короля Иштвана I, фрагменты фресок в «нижнем храме» — в Фельдебрё). В 12 в. переживает расцвет скульптурная мастерская г. Печ. Украшавший церковь в Пече рельеф со сценами из жизни Самсона выделяется живостью наблюдений, мягкой обобщенностью и сочностью форм. Декоративное искусство 11—12 вв. представлено ювелирными изделиями, эмалями, тканями. В конце 13—15 вв. сооружаются Готические церкви (в Шопроне и Пеште), многочисленные замки с высокими стенами и башнями, имеющие как регулярный план (Диошдьёр), так и нерегулярный (Вишеград). Станковая живопись Венгрия конце 14 — начале 15 вв. типична для среднеевропейского круга. В скульптуре братья Мартон и Дьёрдь Коложвари (2-я половина 14 в.) создали ряд уникальных для того времени бронзовых статуй венгерских королей и святых. Получила развитие и деревянная скульптура.

Королевство Венгрия в конце 15—17 вв. Венгрия.

Королевство Венгрия в конце 15—17 вв.

  Высокого расцвета достигло искусство во 2-й половине 15 в. при короле Матьяше Хуньяди (Корвине). Привлечение в Венгрия итальянских архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. Оживлённое строительство велось в Буде и Вишеграде, где были сооружены королевские резиденции с галереями и лоджиями, внутренними дворами и террасами, украшенными статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковным постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, однонефные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Реалистические ренессансные тенденции проявлялись наиболее полно в скульптуре (так называемая «Мадонна Батори» и др.). В алтарной живописи мастера «MS» поэтическая одухотворённость ландшафта сочетается с взволнованным линейным ритмом. Расцвет переживает искусство украшения книги (рукописи с пышным ренессансным орнаментом из бывшей библиотеки Матьяша Корвина). Декоративное искусство Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Турецкое нашествие надолго задержало и осложнило развитие венгерской культуры. Многие города и памятники были разрушены. С конца 17 в. в искусстве Венгрия утверждаются австрийские влияния, выразившиеся в распространении стиля барокко. Строятся главным образом церкви и дворцы магнатов (дворец в Рацкеве, 1700—02, архитектор Я. Л. Хильдебрандт; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В начале 18 в., в период подъёма национально-освободительного движения, живописец А. Маньоки, работавший при дворе Ференца II Ракоци, положил начало развитию венгерского портретного искусства. В середине 18 в. архитектура барокко в Венгрия переживает период расцвета, обретая более сдержанные формы (дворцы архитектора А. Майерхоффера в Гёдёллё и Пеште; дворец Эстерхази в Фертёде, 1760—72). В творчестве архитектора Я. Фельнера намечается переход к классицизму (лицей в Эгере, 1765—85). Позднебарочные черты характерны для жилой застройки венгерских городов (2—3-этажные дома с пластически выделенным порталом и балконом в центре — в Буде, Эстергоме Дьёре и других городах) В барочной стенной живописи, изобиловавшей иллюзионистическими эффектами, выделяются исполненные манерного изящества работы австрийца Ф. А. Маульберча.

Я. Фельнер. Собор в Тате. 1770—84. Венгрия.

Я. Фельнер. Собор в Тате. 1770—84.

А. Маньоки. Портрет Ференца II Ракоци. 1707—11. Венгерская национальная галерея. Будапешт. Венгрия.

А. Маньоки. Портрет Ференца II Ракоци. 1707—11. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Мастер «MS». «Встреча Марии с Елизаветой». 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт. Венгрия.

Мастер «MS». «Встреча Марии с Елизаветой». 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт.

  С начала 19 в. в растущих городах начинается широкое строительство. В 1808 в Пеште создаётся Комиссия по украшению и благоустройству города. В архитектуре и скульптуре Венгрия 1-й половине 19 в. преобладает классицизм (Национальный музей в Пеште, 1837—47, архитектор М. Поллак; портреты и статуи работы И. Ференци). В живописи 1830—40-х гг. классицистические черты сочетаются с тенденциями романтизма, а так же с влиянием бидермейера (пейзажи. К Марко Старшего; портреты, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша: портреты И. Боршоша). В 1850—60-е гг. на первый план выдвигается историческая живопись, пронизанная национально-освободительными идеями и героико-романтическим пафосом (полотна Венгрия Мадараса, Б. Секея). В развитии венгерской графики 19 в. важное место принадлежит М. Зичи. В статуетках крестьян работы скульптора М. Ижо проявляется стремление отразить черты национального характера. Романтическое движение в архитектуре отражает творчество Ф. Фесля, сочетавшего в своих постройках формы византийского и восточного зодчества.

М. Поллак. Национальный музей в Будапеште. 1837—47. Венгрия.

М. Поллак. Национальный музей в Будапеште. 1837—47.

  С конца 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистическая жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венгерского художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социально-критические тенденции проявляются также в картинах Ш. Бихари и И. Ревеса. Реалистические искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя; произведения Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).

П. Синьеи-Мерше. «Майская прогулка». 1873. Венгерская национальная галерея. Будапешт. Венгрия.

П. Синьеи-Мерше. «Майская прогулка». 1873. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

  В конце 19 в. развёртывается строительство Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архитектурного облика — широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884—1904, архитектор И. Штейндль; Оперный театр, 1875—84, архитектор М. Ибль). На рубеже 19—20 вв. появляются тенденции стиля «модерн» (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1893—96, архитектор Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архитектурно-скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в академическом духе А. Штробля, И. Роны, И. Фадруса и др.).

Д. Зала. Памятник 1000-летию Венгрии в Будапеште. 1894—1929. Венгрия.

Д. Зала. Памятник 1000-летию Венгрии в Будапеште. 1894—1929.

  Демократические традиции национальной культуры продолжает венгерское искусство 1900—1910-х гг. — использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Topma, И. Рети и др.), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), которым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутреннему миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднянского. Социальная острота видения присуща и близкому к французской группе «Наби» портретисту и жанристу И. Риплю-Ронаи. Особняком стоит творчество живописца Т. Костки-Чонтвари, красочные примитивистские пейзажные композиции которого проникнуты атмосферой таинственной сказочности. Художники авангардистской группы «Восемь» в поисках эмоциональной остроты и действенности искусства обращаются к приёмам экспрессионизма и сезаннизма (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень). В 1915—16 начинает свою деятельность группа художников-антимилитаристов — «венгерских активистов» (Б. Уитц, Ш. Бортник, И. Немеш-Ламперт, Я. Кметти и др.). Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Советская республика сыграла важную роль в художественной жизни Венгрия, укрепив связь прогрессивных художников с демократическими массами.

Венгрия. Р. Берень. Плакат «К оружию!». 1919. Венгрия.

Венгрия. Р. Берень. Плакат «К оружию!». 1919.

  После установления в Венгрия фашистской диктатуры многие венгерские художники работают в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Ш. Эк, Л. Мохой-Надь и др.). Оставшийся в Венгрия живописец и график Д. Деркович, отразивший в своих беспощадно правдивых, экспрессивных, гротескно-острых произведениях драматические противоречия эпохи, подвергался преследованиям и умер в нищете. Традиции социально заострённого искусства развивали в этот период также живописец И. Деши-Хубер, скульпторы Д. Гольдман, Л. Месарош, а также созданная в 1934 «Группа социалистических художников» (А. Э. Феньё, А. Шугар и др.). Официально господствовавшими направлениями в венгерском искусстве были натурализм, академизм и необарокко. Прогрессивное направление в архитектуре было представлено функционалистскими постройками Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьеши, Б. Ференци и Д. Бокроша-Бирмана, отличавшиеся реалистической выразительностью обобщенных форм и живописной свободой лепки, в живописи — композиции Венгрия Аба-Новака с красочным, порой гротескным изображением харчевен, ярмарок и балаганов, а также исполненные внутренней экспрессии пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Эгри, И. Сёньи.

Б. Ференци. «Мальчик». Бронза. 1953. Венгрия.

Б. Ференци. «Мальчик». Бронза. 1953.

Д. Деркович. «Судебное извещение». 1930. Венгерская национальная галерея. Будапешт. Венгрия.

Д. Деркович. «Судебное извещение». 1930. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Венгрия Аба-Новак. «Ярмарка в г. Сольнок». 1930-е гг. Венгрия.

Венгрия Аба-Новак. «Ярмарка в г. Сольнок». 1930-е гг.

  После установления в Венгрия народно-демократического строя искусство вошло в повседневную жизнь народа. В связи с размахом строительства получило развитие монументальное искусство. Для современной архитектуры Венгрия характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, многообразная ритмическая организация оконных проёмов и лоджий, высокое качество декоративной отделки. Применение фресок, мозаик, росписей, сграффито, скульптуры малых форм повышает художественную выразительность зданий. Среди лучших построек: Народный стадион (1948—53 архитектор К. Давид и др.), поликлиника на улице Фехервари (1949, архитекторы Е. Сендрёи, А. Леваи), Дом профсоюза работников строительной промышленности (1948—49, архитектор Л. Гадорош и др.), мост Эржебет (1965, архитектор П. Шали) — в Будапеште; промышленные здания в Ньиредьхазе, Береттьоуйфалу и др.; гостиницы в Дебрецене, Шальготарьяне, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Значительное строительство ведётся в старых (Мишкольц, Дьёр) и новых (Дунауйварош, Комло, Тисапальконья и др.) городах, на курортах озера Балатон. На индустриальной базе развивается типовое проектирование. Новые города имеют рациональную свободную планировку; жилую застройку отличает выразительное ритмическое сочетание многоэтажных башенных домов со зданиями горизонтальной протяжённости. Современные постройки в старых городах удачно сочетаются с историческими ансамблями. Осуществляются реконструкция Будапешта, благоустройство старых и строительство новых районов города (район Атилла Йожеф и др.).

Город Эгер. Новый жилой комплекс у подножия горы Надьэгед. Венгрия.

Город Эгер. Новый жилой комплекс у подножия горы Надьэгед.

  В развитии изобразительного искусства ВНР значительную роль сыграли мастера старшего поколения — хранители национальных реалистических традиций (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Ф. Меддьеши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацаи, Ш. Микуш, Б. Ференци и др.). Широкое распространение в конце 40 — начале 50-х гг. получила живопись на историко-революционные сюжеты и темы социалистической индустриализации. Заметные успехи были достигнуты в монументальном искусстве (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского в металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). Для искусства 60-х гг. характерно многообразие художественных исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений, близких народу. Для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких к ним мастеров (И. Д. Куруц, И. Немет, М. Шомош, Я. Сурчик) свойственно стремление к обобщению реальных впечатлений. Их картинам на темы жизни современной деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. К этому направлению в графике близки Д. Феледи и З. Макрис. Вместе с тем в искусстве последних лет усилился интерес к эмоционально-экспрессивным решениям (живопись Т. Дураи, Ф. Салаи, И. Кокаша; скульптура И. Шомодьи, А. Макриса, Т. Вильта; графика Б. Кондора, А. Вюрца), часто осложнённым чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша; скульптура И. Варги; графика А. Гроша, Д. Хинца). Декоративно-абстрактные и конструктивистские искания характерны для живописи Ф. Мартина, монументальных мозаик И. Барчаи. Успешно развивается скульптура (исполненные динамики и жизнерадостной романтики, юношески угловатые образы И. Кереньи; обобщённые, пластически выразительные портреты М. Боршоша; полные мужественной героики монументальные памятники И. Киша). Большие успехи достигнуты в декоративном искусстве (керамика М. Ковача и И. Гадора, гобелены Н. Ференцп, Д. Хинца и др.).

Венгрия. М. Боршош. Портрет Й. Барчаи. Базальт. 1943. Венгрия.

Венгрия. М. Боршош. Портрет Й. Барчаи. Базальт. 1943.

Ж. Кишфалуди-Штробль. «Странствующий Петёфи». Бронза. 1949. Венгерская национальная галерея. Будапешт. Венгрия.

Ж. Кишфалуди-Штробль. «Странствующий Петёфи». Бронза. 1949. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште. 1947. Скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль. Венгрия.

Монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште. 1947. Скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль.

 

  Лит.: Гараш К., Живопись Венгрии в XVIII веке, Будапешт, 1957; Погань Г. Э., Венгерская живопись XIX века. [Альбом, Будапешт, 1957]; его же, Венгерская живопись ХХ века. [Альбом], Будапешт, 1959; Губер А. А. [Вступит, ст.], Изобразительное искусство Венгрии. [Альбом], М., 1961; Тихомиров А., Искусство Венгрии IX—XX вв., М., 1961; Народное искусство Венгрии, Будапешт, 1964; Светлев И., Современная венгерская скульптура, М., 1968; Magyarország müvészeti emiékei, 1—3 köt, Bdpst, 1959—61; Rados J., Magyar épitészettörténet, Bdpst. 1961; Magyarország müvészet története, 1—2köt., 3 kiad., Bdpst, 1964; Kampis A., The history of art in Hungary, Bdpst, 1966; Neméth L., Modern magyar müvészet (на венг., англ. и нем. яз., Bdpst, 1969).

Л. Меднянский. «В Сербии». 1914. Венгерская национальная галерея. Будапешт. Венгрия.

Л. Меднянский. «В Сербии». 1914. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

  Л. С. Алешина.

Венгрия (Magyarország), Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság).

Государственный флаг Венгрии. Венгрия.

Государственный флаг Венгрии.

Государственный герб Венгрии. Венгрия.

Государственный герб Венгрии.

I Общие сведения В. — государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. — с Австрией, на Ю. — с Югославией, на В. — с Румынией, на С.-В. — с СССР. Особенность географического положения В. — в основном равнинной страны, рубежи которой проходят по холмистым или низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, по Дунаю и его притоку Драве, — определила важное значение территории В. в транспортном отношении. Через территорию В. осуществляются связи ряда европейских стран между собой и со странами Ближнего Востока. Площадь 93 тыс. км2 Население 10,3 млн. чел. (1970). Столица — г. Будапешт. В административном отношении В. разделена на 19 медье: Будапешт, а также гг. Дебрецен, Мишкольц, Печ и Сегед выделены в отдельные административные единицы (см. табл. 1; здесь и ниже приводятся данные Центрального статистического управления ВНР).

Табл. 1.— Административное деление
Медье (области) и города

Площадь, км2

Население тыс. чел. (1970)

Административные центры
Медье

Баранья (Вагапуа)

Бач-Кишкун (Bács-Kiskun)

Бекеш (Békés)

Боршод-Абауй-Земплен(Borsod -Abaúj-Zemplén)

Ваш (Vas)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр-Шопрон (Györ Sopron)

Зала (Zaia)

Комаром (Komárom)

Ноград (Nógrád)

Пешт (Pest)

Сабольч-Сатмар (Szabolcs-Szatmar)

Сольнок (Szoinok)

Тольна (Tolna)

Фейер (Fejer)

 

Хайду-Бихар (Hajdú Bibar)

Хевеш (Heves)

Чонград (Csongrád)

Шомодь (Somody)

Города

Будапешт (Budapest)

Дебрецен (Debrecen)

Мишкольц (Miskolc)

Печ (Pécs)

Сегед (Szeged)

  4388 8362 5669   7024 3340 5187 4012 3285 2249 2544 6393   5935 5571 3609 4374   5765 3638 4150 6082   525,2 446,4 223,6 145,0 112,6

  280 573 447   608 281 409 404 267 302 241 870   592 450 259 389   375 348 323 363   1940 155 173 145 119

 

Печ (Pécs)

Кечкемет (Kecskemét)

Бекешчаба (Békéscsaba)

 

Мишкольц (Miskolc)

Сомбатхей (Szombathely)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр (Györ)

Залаэгерсег (Zaiaegerszeg)

Татабанья (Tatabánya)

Шальготарьян (Salgótarján)

Будапешт (Budapest)

 

Ньиредьхаза (Nyiregyháza)

Сольнок (Szoinok)

Сексард (Szekszárd)

Секешфехервар (Székesfe-hérvár)

Дебрецен (Debrecen)

Эгер (Eger)

Сегед (Szeged)

Капошвар (Kaposvár)

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в. Венгрия.

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в.

II. Государственный строй

  В. — социалистическое государство, народная республика. Действующая конституция вступила в силу 20 августа 1949. Вся власть в В. принадлежит трудовому народу. Экономическую основу общественного строя составляют социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства.

  Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган — Государственное собрание, избираемое населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года по норме: 1 депутат от 30 тыс. жителей. Государственное собрание осуществляет все права, предоставленные ему народной властью: определяет структуру органов управления, направление и условия их деятельности; принимает законы, устанавливает государственный бюджет и народно-хозяйственный план, решает вопросы войны и мира и т.д. В период между сессиями Государственного собрания его полномочия (за исключением права вносить изменения в конституцию) выполняет Президиум Народной республики, избираемый Государственным собранием в составе председателя, 2 заместителей, секретаря и 17 членов. Государственное собрание избирает высший орган государственного управления В. — Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство (Совет Министров).

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание. Венгрия.

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание.

  Местные органы государственной власти — областные, городские, районные (в Будапеште) и сельские советы, избираемые на 4 года. Депутаты сельских советов, городских советов (в городах, не имеющих районного деления) и районных советов Будапешта избираются непосредственно населением. Согласно закону, принятому на сессии Государственного собрания в сентябре 1970, депутаты областных советов избираются депутатами сельских советов, а депутаты городского совета Будапешта — депутатами районных советов Будапешта (в основном, из числа депутатов соответственного совета). Исполнительными и распорядительными органами местных советов являются исполнительные комитеты, избираемые советами из числа депутатов совета. Избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18 лет, за установленными законом исключениями.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт. Венгрия.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт.

  Суд. Система В. состоит из Верховного суда, областных и районных судов и военных судов. Все судьи выборные. Надзор за соблюдением законности возлагается на органы прокуратуры во главе с Верховным (генеральным) прокурором.

 

  Лит.: Kádár J., Socialist construction in Hungary, Bdpst, 1962; Informacija ob usztrojsztve gosjudarsztva i sziszteme prava Vengerszkoj Narodnoj Reszpubliki, Bdpst, 1964; A Madyar Népköztársaság legfelsöb állami szervei, Bdpst, 1967; Information Hungary, Bdpst, 1968 (The Hungarian Peoples Republik, c. fejezet).

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Венгерская социалистическая рабочая партия, Отечественный народный фронт, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XV. Музыка
XVI. Балет
XVIII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Аберистуит (Aberystwyth), город в Великобритании, на западном побережье Уэльса, в графстве Кардиганшир.
Гафуров Бободжан Гафурович [р. 18(31).12.1908, кишлак Исписар, ныне Ходжентского района Таджикской ССР], советский партийный деятель, историк-востоковед, академик АН Таджикской ССР (1950), академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1958).
Кендырь, кутра, виды растений из родов Trachomitum и Apocynum семейства кутровых.
Набоков Владимир Владимирович (выступал также под псевдонимом Сирин) [р.
Рябинник (кустарники сем. розоцветных) Рябинник (Sorbaria), род листопадных кустарников семейства розоцветных.
Фридрих Каспар Давид Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грейфсвальд, — 7.
Бауска, город, центр Бауского района Латвийской ССР.
Диссонанс (в музыке) Диссонанс в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см.
Лазаров Кирил Георгиев (родился 24.7.1895, Долна-Баня, Софийский округ), болгарский экономист, государственный и общественный деятель, член-корреспондент Болгарской АН (1958), Герой Социалистического Труда НРБ (1964).
Паста Джудитта Паста (Pasta) (урожденная — Негри, Negri) Джудитта [28.
Стенотопные организмы (от греч. stenos — узкий и topos — место), животные и растения, приуроченные к узкому кругу местообитаний.
Эйлер Ульф Сванте фон Эйлер, Эйлер-Хельпин (von Euler-Chelpin) Ульф Сванте фон (р.