Венгрия XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

XV. Музыка

Истоки музыкальной культуры Венгрия — в её богатом музыкальном фольклоре. Развитие венгерского музыкального искусства определила противоречивая взаимосвязь древней восточной основы и позднейших западных влияний. Первые сведения о венгерских народных музыкантах-сказителях, так называемых игрицах, относятся к 10 в. Они исполняли эпические песни и баллады под аккомпанемент кобоза (народный струнный щипковый инструмент) и лютни. В 10 в., когда христианство стало официальной религией, определенное влияние на развитие венгерской музыки оказали григорианский хорал и поэзия латинских гимнов.

  В 13 в. стало развиваться профессиональное музыкальное искусство, носителями которого были придворные музыканты. В 15 в. в Буде и при наиболее крупных епископских дворах существовали капеллы, привлекавшие музыкантов из др. стран. Развитию национальной музыкальной культуры Венгрия препятствовало османское завоевание, тем не менее в этот период появились первые светские музыкальные произведения — сборники с венгерскими текстами (сказания и исторические песни), изданные в 1536—38 А. Фаркашем, в 1554 — лютнистом и певцом Ш. Тиноди, в 1553 и 1565 — композитором и лютнистом Б. Бакфарком. Песни на венгерском языке получили распространение и в церковном богослужении, когда в период Реформации, санкционировавшей пение на родном языке, под влиянием западной религиозной песенной культуры сформировалась венгерская духовная народная песня.

Капелла дворца в Эстергоме. 12 в. Венгрия.

Капелла дворца в Эстергоме. 12 в.

  В конце 16 — начале 17 вв. появилась любовная лирическая песня, так называемая, цветочная, отличавшаяся более утончённой мелодикой и гибкими ритмами, чем эпические песни. Исполнение «цветочных» песен требовало более совершенного сопровождения; распространение этого жанра способствовало развитию инструментальной музыки, что связано также с проникновением в Венгрия вёрджинела (английский клавесин небольшого размера). В домах венгерской знати создаются оркестры и ансамбли различного состава. В 17—18 вв. многие венгерские аристократы содержали домашние инструментальные и хоровые капеллы. Знаменита капелла князя П. Эстерхази, которой около 30 лет (1761—90) руководил крупнейший австрийский композитор И. Гайдн. В конце 18 в. с усилением немецких влияний в аристократической среде стало модным увлечение венской и немецкой музыкой. В оперных театрах в Пожони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) ставились главным образом оперы Венгрия А. Моцарта и Л. Бетховена, позднее — К. М. Вебера в исполнении немецких артистов. Если западноевропейские влияния отрицательно сказывались на распространении венгерской народной музыки, то они же способствовали развитию городской музыкальной жизни. Создатель первого венгерского музыкально-сценического произведения — Г. Матраи («Дьёрдь Черни», 1812).

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506—07. Венгрия.

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506—07.

  В конце 18 в. в городской среде возник стиль танцевальной инструментальной музыки, так называемый вербункош, расцвет которого связан с творчеством виртуозов-скрипачей и композиторов, возглавивших цыганские капеллы, — Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Утвердившись в качестве национального венгерского музыкального стиля, вербункош в середине 19 в. стал основным стилем венгерского романтизма. На основе разработки характерных элементов вербункоша И. Рузичка создал первую венгерскую оперу «Бегство Белы» (1822). Вербункош сыграл важную роль в западноевропейской музыке: он использован в произведениях крупнейших западноевропейских композиторов — Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, позднее — Г. Берлиоза, И. Брамса, а также Ф. Листа.

  С 18 — начала 19 вв., с усилением движения либерального дворянства за реформы, в музыке Венгрия стали проявляться национальные тенденции; их стремились развивать обучавшиеся музыке в протестантских коллегиумах мелкопоместные дворяне. В собирании народных венгерских песен, создании профессиональных песен в народном духе, использовании в музыке крестьянского музыкального фольклора и элементов песен куруцев выражался протест студентов коллегиумов против увлечения западной музыкой и подражательности творчества композиторов западной ориентации (Л. Амаде, Ф. Вершеги), отказывавшихся от национальных истоков. Однако более значительное выражение национальные тенденции получили в национальной романтической опере, основоположником которой стал Ф. Эркель, автор 9 опер на героико-патриотические сюжеты из истории национально-освободительной борьбы венгерского народа («Банкбан», «Дьёрдь Дожа» и др.). Развитию профессионального музыкального искусства Венгрия способствовала организация ряда музыкальных учреждений. В 1834 была основана первая так называемая Национальная музыкальная школа, на базе которой в 1875 Ф. Листом создана Музыкальная академия (президент — Лист, директор — Ф. Эркель; с 1918 называется Высшая школа музыкального искусства им. Листа). В 1837 в Пеште основан оперный театр, в 1840 — Национальная консерватория, в 1853 — Филармоническое общество. Важнейшую роль в развитии венгерской национальной музыкальной культуры сыграла творческая и общественная деятельность крупнейшего композитора и пианиста 19 в. Ф. Листа. В своих произведениях он постоянно возвращался к воплощению венгерского национального материала, используя венгерский музыкальный фольклор («Героический марш», 19 «Венгерских рапсодий» для фортепьяно, симфоническая поэма «Венгрия», «Венгерская коронационная месса», «Венгерские исторические портреты» для фортепьяно и др.). Видным мастером, развивавшим национальные музыкальные традиции, был М. Мошоньи, автор двух опер и вокально-симфонических произведений.

  В конце 19 в. выдвигаются крупнейшие исполнители, особенно прославившие венгерскую скрипичную школу, — Э. Ременьи, Е. Хубаи и др.; в Венгрия родились и начали выступать знаменитые скрипачи И. Иоахим, Т. Наше, М. Хаузер, Л. Ауэр; пианисты А. Секей, А. Сенди; дирижёры Г. Рихтер, А. Никиш. В 1-й половине 20 в. мировую популярность приобрели оперетты венгерских композиторов Ф. Легара и И. Кальмана.

Сцена из оперетты «Сильва» И. Кальмана. Столичный театр оперетты. Венгрия.

Сцена из оперетты «Сильва» И. Кальмана. Столичный театр оперетты.

  Новая венгерская музыка, возникшая в начале 20 в., связана с композиторской и музыкально-этнографической деятельностью Б. Бартока и З. Кодая. Новаторское творчество Бартока, виднейшего композитора, пианиста и исследователя народной музыки стран юго-восточной Европы, оказало огромное воздействие на формирование музыки Венгрия и на развитие композиторских школ юго-восточной Европы в середине 20 в. Большое значение для обогащения национального венгерского искусства имели сочинения Кодая, а также его музыкально-педагогическая и исследовательская деятельность фольклориста, получившая международное признание.

Сцена из балета «Деревянный принц» Б. Бартока. Венгерский оперный театр. Венгрия.

Сцена из балета «Деревянный принц» Б. Бартока. Венгерский оперный театр.

Сцена из оперы «Хари Янош» З. Кодая. Венгерский оперный театр. Венгрия.

Сцена из оперы «Хари Янош» З. Кодая. Венгерский оперный театр.

  Музыкальная жизнь Венгрия после 1945 характеризуется общим подъёмом национально-демократической культуры, развитием самодеятельного искусства (хоры, духовые и симфонические оркестры, танцевальные коллективы) и музыкального образования. Новое поколение композиторов в большей или меньшей степени обращается в своём творчестве к старинным народным мелодиям. Среди современных венгерских композиторов — П. Кадоша, Р. Марош, А. Михай, Д. Ранки, Э. Серванский, Ф. Фаркаш, П. Ярданьи, Ш. Соколаи, Э. Петрович, Д. Куртага, Ж. Дурко, Ф. Сабо. Центр музыкальной культуры Венгрия — Будапешт. Здесь находятся: Национальная венгерская музыкальная академия им. Ф. Листа, консерватория им. Белы Бартока (в 1942 реорганизована из Национальной консерватории). Имеются Венгерский оперный театр и Столичный театр оперетты. Среди симфонических оркестров Будапешта выделяются Венгерский государственный симфонический оркестр, оркестр Венгерской филармонии, симфонический оркестр НАО (железнодорожников). Популярны Государственный ансамбль народного танца, танцевальный ансамбль «Будапешт» и др. профессиональные и самодеятельные коллективы. Получила развитие деятельность хоров на предприятиях, в школах и др. В Будапеште созданы: в 1949 — Ассоциация венгерских музыкантов (с 1969 — генеральный секретарь Тибор Шараи); в 1953 — отделение народной музыки при Венгерской АН (в его ведении собирание и публикация фольклора); в 1961 — общество «Архив Бартока»; в 1969 — институт музыки. Среди научных изданий — «Сокровищница венгерской народной музыки», Documenta Bartokiana, Studia Musicologia. Музыкальные журналы: «Muzsika», «A Magyar Zene». Кроме Будапешта, значительные центры музыкальной культуры — Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц (постоянная оперная труппа). Симфонические оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем, Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли народного танца и музыки.

Руководитель антигабсбургского движения И. Бочкаи среди гайдуков. С гравюры 1605. Венгрия.

Руководитель антигабсбургского движения И. Бочкаи среди гайдуков. С гравюры 1605.

  Выдающиеся современные венгерские исполнители — дирижёр Я. Ференчик, пианистка А. Фишер, скрипачи Д. Ковач и Венгрия Татраи и др.; певцы и певицы оперы — А. Фараго, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, И. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени; оперетты — Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кертес, Х. Хонти, Э. Галамбош и др.; музыковеды и музыкальные критики — Б. Сабольчи, А. Мольнар, И. Уйфалушши и др.

 

  Лит.: Кодай 3., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961: Музыка Венгрии. Сб. ст., пер. с венг., 1968; Rajeczky Венгрия, Musikforschung in Ungarn. 1936-1960. «Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungariaca», 1961. № 3—4; Sandor F., Musical education in Hungary, Bdpst, 1966.

Венгрия (Magyarország), Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság).

Государственный флаг Венгрии. Венгрия.

Государственный флаг Венгрии.

Государственный герб Венгрии. Венгрия.

Государственный герб Венгрии.

I Общие сведения В. — государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. — с Австрией, на Ю. — с Югославией, на В. — с Румынией, на С.-В. — с СССР. Особенность географического положения В. — в основном равнинной страны, рубежи которой проходят по холмистым или низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, по Дунаю и его притоку Драве, — определила важное значение территории В. в транспортном отношении. Через территорию В. осуществляются связи ряда европейских стран между собой и со странами Ближнего Востока. Площадь 93 тыс. км2 Население 10,3 млн. чел. (1970). Столица — г. Будапешт. В административном отношении В. разделена на 19 медье: Будапешт, а также гг. Дебрецен, Мишкольц, Печ и Сегед выделены в отдельные административные единицы (см. табл. 1; здесь и ниже приводятся данные Центрального статистического управления ВНР).

Табл. 1.— Административное деление
Медье (области) и города

Площадь, км2

Население тыс. чел. (1970)

Административные центры
Медье

Баранья (Вагапуа)

Бач-Кишкун (Bács-Kiskun)

Бекеш (Békés)

Боршод-Абауй-Земплен(Borsod -Abaúj-Zemplén)

Ваш (Vas)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр-Шопрон (Györ Sopron)

Зала (Zaia)

Комаром (Komárom)

Ноград (Nógrád)

Пешт (Pest)

Сабольч-Сатмар (Szabolcs-Szatmar)

Сольнок (Szoinok)

Тольна (Tolna)

Фейер (Fejer)

 

Хайду-Бихар (Hajdú Bibar)

Хевеш (Heves)

Чонград (Csongrád)

Шомодь (Somody)

Города

Будапешт (Budapest)

Дебрецен (Debrecen)

Мишкольц (Miskolc)

Печ (Pécs)

Сегед (Szeged)

  4388 8362 5669   7024 3340 5187 4012 3285 2249 2544 6393   5935 5571 3609 4374   5765 3638 4150 6082   525,2 446,4 223,6 145,0 112,6

  280 573 447   608 281 409 404 267 302 241 870   592 450 259 389   375 348 323 363   1940 155 173 145 119

 

Печ (Pécs)

Кечкемет (Kecskemét)

Бекешчаба (Békéscsaba)

 

Мишкольц (Miskolc)

Сомбатхей (Szombathely)

Веспрем (Veszprém)

Дьёр (Györ)

Залаэгерсег (Zaiaegerszeg)

Татабанья (Tatabánya)

Шальготарьян (Salgótarján)

Будапешт (Budapest)

 

Ньиредьхаза (Nyiregyháza)

Сольнок (Szoinok)

Сексард (Szekszárd)

Секешфехервар (Székesfe-hérvár)

Дебрецен (Debrecen)

Эгер (Eger)

Сегед (Szeged)

Капошвар (Kaposvár)

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в. Венгрия.

Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в.

II. Государственный строй

  В. — социалистическое государство, народная республика. Действующая конституция вступила в силу 20 августа 1949. Вся власть в В. принадлежит трудовому народу. Экономическую основу общественного строя составляют социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства.

  Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган — Государственное собрание, избираемое населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года по норме: 1 депутат от 30 тыс. жителей. Государственное собрание осуществляет все права, предоставленные ему народной властью: определяет структуру органов управления, направление и условия их деятельности; принимает законы, устанавливает государственный бюджет и народно-хозяйственный план, решает вопросы войны и мира и т.д. В период между сессиями Государственного собрания его полномочия (за исключением права вносить изменения в конституцию) выполняет Президиум Народной республики, избираемый Государственным собранием в составе председателя, 2 заместителей, секретаря и 17 членов. Государственное собрание избирает высший орган государственного управления В. — Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство (Совет Министров).

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание. Венгрия.

Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание.

  Местные органы государственной власти — областные, городские, районные (в Будапеште) и сельские советы, избираемые на 4 года. Депутаты сельских советов, городских советов (в городах, не имеющих районного деления) и районных советов Будапешта избираются непосредственно населением. Согласно закону, принятому на сессии Государственного собрания в сентябре 1970, депутаты областных советов избираются депутатами сельских советов, а депутаты городского совета Будапешта — депутатами районных советов Будапешта (в основном, из числа депутатов соответственного совета). Исполнительными и распорядительными органами местных советов являются исполнительные комитеты, избираемые советами из числа депутатов совета. Избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18 лет, за установленными законом исключениями.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт. Венгрия.

Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт.

  Суд. Система В. состоит из Верховного суда, областных и районных судов и военных судов. Все судьи выборные. Надзор за соблюдением законности возлагается на органы прокуратуры во главе с Верховным (генеральным) прокурором.

 

  Лит.: Kádár J., Socialist construction in Hungary, Bdpst, 1962; Informacija ob usztrojsztve gosjudarsztva i sziszteme prava Vengerszkoj Narodnoj Reszpubliki, Bdpst, 1964; A Madyar Népköztársaság legfelsöb állami szervei, Bdpst, 1967; Information Hungary, Bdpst, 1968 (The Hungarian Peoples Republik, c. fejezet).

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Венгерская социалистическая рабочая партия, Отечественный народный фронт, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XV. Музыка
XVI. Балет
XVIII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Морские звёзды (Asteroidea), класс беспозвоночных типа иглокожих.
Советского законодательства институт, научно-исследовательское учреждение министерства юстиции СССР, задачей которого является разработка проблем совершенствования сов.
Адигени, посёлок городского типа, центр Адигенского района Грузинской ССР.
Дифицеркный, дифицеркальный (от ди... и греч.
Меккель Иоганн Фридрих Младший Меккель (Meckel) Иоганн Фридрих Младший (17.
Селенорганические соединения, вещества, содержащие в молекуле связь углерод — селен.
Эпизоотическое бюро между народное (МЭБ), исполнительный орган Международной службы эпизоотии.
Гусиноозёрская котловина, межгорное понижение между восточными отрогами Хамар-Дабана и хребтом Моностой в Бурятской АССР.
Ляо Жюльен Ляо (Lahaut) Жюльен (6.9.1884, Серен, — 18.8.
Рубакин Николай Александрович [1(13).7.1862, Ораниенбаум (ныне г.
Шёлкокручение, совокупность технологических процессов, посредством которых шёлк-сырец или некручёные химические нити перерабатывают в кручёные нити.
Гиперболические функции, функции, определяемые формулами:  Левеллеры (англ. Levellers, буквально — уравнители), радикальная мелкобуржуазная демократическая партия Английской буржуазной революции 17 века.