Венгрия X. Народное образованиеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
X. Народное образование Начало просвещения в Венгрия связано с возникновением латинской церкви, а затем и городских школ (12—13 вв.). С 1367 до середины 15 в. в Пече существовал университет. В течение многих веков просвещение находилось под безраздельным влиянием церкви. В 16—19 вв. значительную роль играли реформатские коллегиумы в Дебрецене, Шарошпатаке, Папе, Коложваре (Клуже) и Надвенеде, где обучение проводилось также и на венгерском языке. Здесь работали такие выдающиеся педагоги, как Я. А. Коменский, Я. Апацаи-Чере, Д. Мароти и др. В 1635 был основан университет (см. Будапештский университет). В период подъёма национально-освободительного движения венгерского народа был принят закон (1844), по которому обучение в начальной и средней школах стало вестись на венгерском языке. Закон о введении всеобщего обязательного обучения, принятый в 1868, практически слабо осуществлялся. В начале 20 в. школьная система включала 6-летние народные школы, 4-летние «промежуточные» гражданские школы, 8-летние гимназии и реальные школы. Церковь продолжала играть ведущую роль в области школьного обучения (содержала 80% школ). В 1919, в короткий период существования Венгерской советской республики, были национализированы все школы и разработан проект единой 8-летней народной школы. При режиме Хорти была восстановлена прежняя школьная система и усилен её антинародный характер. В 1937/38 учебный год в народных школах обучалось 1,1 млн. учащихся, в гимназиях —30,6 тыс. учащихся, в средних профессиональных школах — 21,7 тыс. учащихся, в вузах — 11,7 тыс. студентов. В средних школах дети рабочих составляли 3,4%, дети крестьян — 0,6%, в вузах соответственно — 2,7% и 0,8%. После установления народно-демократического строя коренным образом изменились цели и задачи образования и воспитания, создана единая, подлинно народная система образования. В 1948 все школы стали государственными. Современная система народного образования, построенная на основе Закона № 3 от 1961, имеет следующий вид. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет существует сеть детских садов, в которых в 1969 воспитывалось около 213 тыс. детей (более половины всех детей соответственного возраста). В возрасте 6 лет все дети поступают в обязательную бесплатную 8-летнюю основную школу, в 4 старших классах которой ведётся расширенное обучение математике, иностранному языку, музыке и пению. Общеобразовательная средняя школа — гимназия с 4-летним сроком обучения, даёт аттестат зрелости, предоставляющий право поступления в любой вуз. В гимназиях имеются специализированные классы с расширенным обучением иностранным языкам, математике, естественным наукам. На базе основной школы работают средние профессиональные учебные заведения с 4-летним сроком обучения (которые дают профессию и одновременно готовят на аттестат зрелости) и 3-летние ремесленные школы (окончившие их получают диплом квалифицированного рабочего и могут поступить на 3-й курс профессиональных школ). Окончание профессиональной школы даёт право поступить в высшее учебное заведение. 80% окончивших основную школу продолжают занятия в гимназии, профессиональной или ремесленной школе, остальные проходят обучение в 2-годичных дополнительных школах, где, помимо общеобразовательных предметов, они изучают основы ремесла или некоторых с.-х. профессий. Таким образом, возраст обязательного обучения в ВНР — от 6 до 16 лет. В 1969/70 учебном году в основных школах обучалось 1,2 млн. учащихся, в гимназиях — 124,2 тыс. учащихся, в средних профессиональных учебных заведениях — 106,6 тыс. учащихся, в ремесленных школах — 223,7 тыс. учащихся, в дополнительных школах — 12,4 тыс. учащихся. В систему высшего образования входят университеты, институты, приравненные к университетам, полувысшие и неполные высшие учебные заведения. Срок обучения в университетах 4—5 лет, в высших медицинских учебных заведениях 6 лет, в полувысших учебных заведениях 3—4 года, в неполных высших учебных заведениях (высшие профессиональные школы и специальные школы, педагогические училища и училища по подготовке воспитателей детских садов) 2—3 года. Педагогические кадры для старших классов основных школ готовят в педагогических училищах (4 года обучения), педагогов для средних школ — институты. При высших учебных заведениях существуют вечерние и заочные отделения, срок обучения на которых на 1 год больше, чем на дневных. В 1969/70 учебном году имелось 87 высших и полувысших учебных заведений, в которых обучалось на дневных отделениях — 52,2 тыс. студентов, на вечерних и заочных отделениях — 25,7 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: в Будапеште—университет им. Л. Этвеша, институты — медицинский им. Земмельвейса, политехнический, экономических наук им. К. Маркса; в Дебрецене — университет им. Л. Кошута и медицинский институт; в Сегеде — университет им. А. Йожефа и медицинский институт; в Мишкольце — политехнический институт тяжёлой промышленности; в Гёдёллё — институт с.-х. наук; в Пече — медицинский институт. Й. Кереньи. Статуя перед зданием фармацевтического института в Веспреме. Бронза. 1960-е гг. Крупнейшие библиотеки: Государственная библиотека им. Сеченьи (основана в 1802; свыше 5 млн. единиц хранения), библиотека университета им. Л. Этвеша (свыше 1,2 млн. единиц хранения), библиотека Венгерской АН (1826; свыше 1 млн. единиц хранения), Государственная техническая библиотека и документальный центр (1883; 666 тыс. томов, несколько млн. патентов), Городская библиотека им. Э. Сабо (672 тыс. единиц хранения) — в Будапеште; библиотека Дебреценского университета (свыше 2 млн. единиц хранения); библиотека университета им. А. Йожефа в Сегеде (563 тыс. единиц хранения). Город Печ. Площадь им. Сеченьи. Крупнейшие музеи находятся в Будапеште: Национальный музей (основан в 1802), Национальная галерея (1957), Национальный музей естественной истории (1802), Музей изобразительных искусств (1896), Национальный музей прикладных искусств (1872) и др. Значительны музеи короля Иштвана в Секешфехерваре (1873) и Ференца Листа в Шопроне (1867).
Лит.: Simon G., Szarka J., A magyar népi democrácia nevelésugyének története. Rövid áttekintés, Bdpst, 1965; Buti Е., Das Bildungswesen der Volksrepublik Ungarn, [Bdpst, 1968]; A Népimüvelés 10 éves fejlödése (1958—1967), Bdpst, 1969. Венгрия З. Клепиков. Венгрия (Magyarország), Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság). Государственный флаг Венгрии. Государственный герб Венгрии. I Общие сведения В. — государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. — с Австрией, на Ю. — с Югославией, на В. — с Румынией, на С.-В. — с СССР. Особенность географического положения В. — в основном равнинной страны, рубежи которой проходят по холмистым или низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, по Дунаю и его притоку Драве, — определила важное значение территории В. в транспортном отношении. Через территорию В. осуществляются связи ряда европейских стран между собой и со странами Ближнего Востока. Площадь 93 тыс. км2 Население 10,3 млн. чел. (1970). Столица — г. Будапешт. В административном отношении В. разделена на 19 медье: Будапешт, а также гг. Дебрецен, Мишкольц, Печ и Сегед выделены в отдельные административные единицы (см. табл. 1; здесь и ниже приводятся данные Центрального статистического управления ВНР). Табл. 1.— Административное деление
Крестьянин, уплачивающий оброк. С гравюры нач. 18 в. II. Государственный строй В. — социалистическое государство, народная республика. Действующая конституция вступила в силу 20 августа 1949. Вся власть в В. принадлежит трудовому народу. Экономическую основу общественного строя составляют социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган — Государственное собрание, избираемое населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года по норме: 1 депутат от 30 тыс. жителей. Государственное собрание осуществляет все права, предоставленные ему народной властью: определяет структуру органов управления, направление и условия их деятельности; принимает законы, устанавливает государственный бюджет и народно-хозяйственный план, решает вопросы войны и мира и т.д. В период между сессиями Государственного собрания его полномочия (за исключением права вносить изменения в конституцию) выполняет Президиум Народной республики, избираемый Государственным собранием в составе председателя, 2 заместителей, секретаря и 17 членов. Государственное собрание избирает высший орган государственного управления В. — Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство (Совет Министров). Т. Костка-Чонтвари. «Прогулка в экипажах в новолунную ночь в Афинах». 1904. Частное собрание. Местные органы государственной власти — областные, городские, районные (в Будапеште) и сельские советы, избираемые на 4 года. Депутаты сельских советов, городских советов (в городах, не имеющих районного деления) и районных советов Будапешта избираются непосредственно населением. Согласно закону, принятому на сессии Государственного собрания в сентябре 1970, депутаты областных советов избираются депутатами сельских советов, а депутаты городского совета Будапешта — депутатами районных советов Будапешта (в основном, из числа депутатов соответственного совета). Исполнительными и распорядительными органами местных советов являются исполнительные комитеты, избираемые советами из числа депутатов совета. Избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18 лет, за установленными законом исключениями. Будапешт. Вид с горы Геллерт на столичный район Пешт. Суд. Система В. состоит из Верховного суда, областных и районных судов и военных судов. Все судьи выборные. Надзор за соблюдением законности возлагается на органы прокуратуры во главе с Верховным (генеральным) прокурором.
Лит.: Kádár J., Socialist construction in Hungary, Bdpst, 1962; Informacija ob usztrojsztve gosjudarsztva i sziszteme prava Vengerszkoj Narodnoj Reszpubliki, Bdpst, 1964; A Madyar Népköztársaság legfelsöb állami szervei, Bdpst, 1967; Information Hungary, Bdpst, 1968 (The Hungarian Peoples Republik, c. fejezet). III. ПриродаIV. Население V. Исторический очерк VI. Венгерская социалистическая рабочая партия, Отечественный народный фронт, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XV. Музыка XVI. Балет XVIII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|