Гельвеций Клод АдрианБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К. А. Гельвеций. Гельвеций (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя научным занятиям. Одно из главных соч. Гельвеций Клод Адриан — «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено. Гельвеций Клод Адриан утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования; Гельвеций Клод Адриан одним из первых среди французских материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания английского философа Дж. Локка, придав его сенсуализму открыто материалистический характер; Гельвеций Клод Адриан был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души; однако не вышел за пределы метафизического мышления, оставив нерешенной проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, сводя мышление к его чувственной основе. Критик теологического воззрения на общественную жизнь, Гельвеций Клод Адриан объяснял её без помощи сверхъестественных сил, не выходя, однако, за пределы идеалистического понимания истории. Гельвеций Клод Адриан начинал изучение общественных явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Гельвеций Клод Адриан критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике религиозную и спиритуалистическую этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и представлений, Гельвеций Клод Адриан доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Гельвеций Клод Адриан пытался сочетать с общественным интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии. Гельвеций Клод Адриан выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Считая республиканскую форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которого вкладывал буржуазно-демократическое содержание. Деятельность Гельвеций Клод Адриан сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—14, P., 1795; в рус. пер. — Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.
Лит.: Плеханов Гельвеций Клод Адриан В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист 18 в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim A., Helvétius, sa vie et son œuvre. P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954. Х. Н. Момджян. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|