Германская Демократическая Республика XVII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕФ
ГЕЧ
ГЕШ
ГЕЯ

XVII. Драматический театр

Предпосылки для возникновения и развития театральной культуры ГДР были созданы в первые же годы (1945—49) после разгрома фашизма. Программным явилось открытие Немецкого театра (1945) постановкой пьесы «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга, выдвинувшей в качестве основополагающих принципов гуманизм и реализм в театральном искусстве (см. Германия, раздел Драматический театр). Задачей театрального искусства после образования ГДР стало политическое и нравственное воспитание человека — строителя социализма. Все театры перешли в ведение государства. Были восстановлены и заново построены здания театров в Берлине и др. городах, созданы новые театральные коллективы.

Шверин. Площадь Марктплац. В глубине — здание Мекленбургского государственного театра (1886). Германская Демократическая Республика.

Шверин. Площадь Марктплац. В глубине — здание Мекленбургского государственного театра (1886).

  Большое значение имело творчество драматурга и режиссёра Б. Брехта. Основанный им совместно с Е. Вейгель (в 1949) театр «Берлинер ансамбль» осуществил постановку почти всех пьес Брехта («Мамаша Кураж и её дети», «Господин Пунтила и его слуга Матти», обе в 1949, «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея», обе в 1957, «Карьера Артуро Уи», 1959, «Дни Коммуны», 1962, и др.), а также произведения немецкой и зарубежной классики. В этом театре раскрылось актёрское искусство Вейгель и Э. Буша. Художественный опыт «Берлинер ансамбль» был творчески использован многими театрами ГДР и др. стран. Влияние на драматургию ГДР оказало и творчество Ф. Вольфа, обращавшегося в своих драмах к событиям немецкой истории («Томас Мюнцер», 1953), к социалистическим преобразованиям («Бургомистр Анна», 1950). Значительными явлениями были постановки драм писателя-антифашиста И. Р. Бехера «Дорога в Фюссен» (1954), «Зимняя битва» (1954). Ряд пьес, написанных после 1949 и отражавших проблемы строительства новой жизни молодого государства, также принадлежал драматургам, в прошлом связанным с антифашистским движением (Г. Вангенхейм, К. Грюнберг, В. Кубш и др.).

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. «Берлинер ансамбль». 1949. Германская Демократическая Республика.

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. «Берлинер ансамбль». 1949.

  Важный вклад в развитие театральной культуры внесли Биттерфельдские конференции (1959, 1964), способствовавшие сближению искусства с жизнью. Темой многих драматургических произведений стало формирование новых духовных черт человека: «Его дети» (1963), «В защиту ищущих» (1966) Р. Керндля, «Товарищество» И. Кнаута (1963), «Терра инкогнита» Кубы (К. Бартель) (1964), «Кошачье золото» Х. Заломона (1964), «О титанах и людях» Х. Клайнайдама (1967), «Фрау Флинц» Х. Байерля (1961). Ряд пьес посвящен становлению интеллигенции, вышедшей из рабочего класса, — «Актовый зал» Г. Канта (1968), роли женщины в обществе и семье — «Регина Б. — Один день из её жизни» З. Пфаффа (1969), жизни молодёжи — «В девять на шоссе» (1964) и «Завтра придёт трубочист» (1968) К. Хаммеля, «Шалопай» Х. Заломона (1967). Историко-революционная баллада «Клаус Штёртебекер» Кубы (1959) явилась основой постановки массового театрализованного зрелища. Классовая борьба в деревне — тема пьесы Э. Штритматтера «Кацграбен» (1953). Новым общественным отношениям в деревне посвящены пьесы «Что было бы, если бы...» Х. Циннер (1959), «Решение Лене Маттке» (1959) и «Камни на дорогах» (1962) Х. Заковского, «Невеста голландца» Штритматтера (1960), «Годы возмужания» Ю. Врезана (1968). Борьба за мир — в центре пьес «Процесс Веддинг» Х. Хаузера (1953), «Белая кровь» (1960), «Процесс Ричарда Ваверли» (1963) Р. Шнайдера, обработки П. Хаксом комедии «Мир» Аристофана (1962). Преступное лицо фашизма и антифашистская борьба отражены в пьесах Х. Циннер «Чёртов круг» (1953), «Равенсбрюкская баллада» (1961) и др. Советско-германской дружбе посвящена пьеса «В конце ночи» Х. Хаузера (1955). Большой общественный и художественный интерес вызвала постановка пьесы «На пути к Ленину» Х. Байерля (1970, по новелле А. Куреллы). Во многих театрах поставлены: «Любовь моряка» М. Фрейтага и И. Нестлера (1967), «Современники» А. Штольпера (1969), «Обходные пути» П. Гратцига (1970), «Я представлю тебе мир» Х. Шрайтера (1971). Ставятся также пьесы прогрессивных зап.-герм. драматургов: Р. Хоххута, Г. Вейзенборна, Х. Кипхардта, М. Вальзера и др. Театры обращаются к драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Шекспира, Мольера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга. Распространена драматургия А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Весьма существенную роль в утверждении передовой направленности театрального искусства сыграли произведения М. Горького («Васса Железнова», «Враги», «Мещане»). В репертуаре — пьесы немецких и иностранных авторов 19—20 вв.: Г. Кайзера, К. Штернхейма, Дж. Б. Шоу, Ш. О'Кейси, Ю. О'Нила, А. Миллера, Л. Хелман, А. Гатти, А. Адамова, Ф. Дюрренматта, М. Фриша, П. Вайса и др. Ставятся пьесы советских авторов: К. А. Тренева, Вс. Иванова, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, Е. Л. Щварца, С. И. Алешина, А. П. Штейна, В. А. Любимовой и др. В театрах ГДР создан сценический образ В. И. Ленина (актёр В. Клайношег в спектаклях «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина —»Штатстеатр», Дрезден, 1951, «Кремлёвские куранты» Погодина — «Берлинер ансамбль», 1952).

Сцена из спектакля «Нюрнбергский процесс» Р. Шнайдера. Немецкий театр. Берлин. 1967. Германская Демократическая Республика.

Сцена из спектакля «Нюрнбергский процесс» Р. Шнайдера. Немецкий театр. Берлин. 1967.

Сцена из спектакля «Завтра придёт трубочист» К. Хаммеля. «Фолькстеатр». Росток. 1968. Германская Демократическая Республика.

Сцена из спектакля «Завтра придёт трубочист» К. Хаммеля. «Фолькстеатр». Росток. 1968.

  Театры ГДР опираются в художественной практике на гуманистическое наследие немецкой театральной культуры, на традиции революционного театра Германии. Режиссёры, осуществляя идеи Брехта о театре, стремятся к созданию спектаклей, обращенных к мысли зрителей, приводящих их к осознанию необходимости изменения отживших общественных отношений. Для ряда постановок характерен синтез жизненно-исторических элементов с агитационно-публицистическими, лаконичное декорационное оформление. Значительной вехой в развитии сценического реализма стало изучение творчества режиссёров О. Брама и М. Рейнхардта. Одновременно осваиваются художественные принципы советского театра. В театральном институте в Веймаре по инициативе М. Валлентина, О. Гайара, О. Ланга с 1945 началась подготовка актёров по системе К. С. Станиславского, продолженная затем в Лейпцигской высшей театральной школе (с 1970 — им. Х. Отто) и в др. театральных школах. Среди театров ГДР: Немецкий театр, «Каммершпиле», «Берлинер ансамбль», «Фольксбюне», «Театр им. М. Горького» в Берлине, «Театр им. Ханса Отто» в Потсдаме, Немецкий национальный театр в Веймаре, «Шаушпильхауз» в Лейпциге, «Театр дес фриденс», «Ландестеатр» в Галле, «Штатстеатр» в Дрездене, «Театр им. Ф. Вольфа» в Нёйстрелице, «Фолькстеатр» в Ростоке. Стали традиционными выступления крупных театральных коллективов в посёлках, артистов в заводских клубах, дворцах культуры.

Потсдам. Отель «Потсдам» (1968, арх. З. Вебер) и колоннада Городского дворца (1745—51, арх. Г. В. Кнобельсдорф). Германская Демократическая Республика.

Потсдам. Отель «Потсдам» (1968, арх. З. Вебер) и колоннада Городского дворца (1745—51, арх. Г. В. Кнобельсдорф).

  Впервые в история немецкого театра созданы театры для детей и юношества. Работает 10 театров кукол. Имеются эстрадные театры и театрально-сатирические кабаре. В округе Дрезден, населённом лужичанами, открыт «Дойч-сорбишес фолькстеатр» (Бауцен).

  Большое значение для театрального искусства ГДР имела деятельность режиссёров В. Лангхоффа, Ф. Вистена, Э. Энгеля. В числе театральных деятелей: режиссёры

 Г. Вангенхейм, В. Хайнц, К. Кайзер, М. Валлентин, М. Векверт, В. Пинцка, Й. Геншерт, Х. А. Пертен, Б. Бессон, Ф. Бенневиц, Х. и И. Роденберг, Х. Д. Меде, Х. Шёнеман, Р. Бергхаус, П. Купке; актёры: Э. Буш, Э. Гешоннек, Э. Шалль, И. Келлер, В. Кайзер, Х. Дринда, Г. Май, Э. Пеликовский, М Флёрхингер, Ф. Зольтер, К. Райхель, М. Данеггер, А. Мюллер-Шталь, Ф. Дюрен, Х. Гросе, Н. Кристиан, Р. Людвиг, Х. Шульце, А. Домрёзе, Э. Эше, Х. Тате, А. Визневский, А. Бюргер; художники К. Аппен, Х. Кильгер и др.

Й. Кайзер, Г. Клаушке, В. Дучке. Жилой комплекс Ханс-Лох-фиртель в Берлине. 1965—66. Германская Демократическая Республика.

Й. Кайзер, Г. Клаушке, В. Дучке. Жилой комплекс Ханс-Лох-фиртель в Берлине. 1965—66.

  Работают государственные драматические училища в Берлине и Ростоке, учебные студийные театры при Лейпцигской высшей театральной школе, при Берлинском университете им. Гумбольдта, экспериментальные труппы «Театр им дриттен шток» при театре «Фольксбюне» (Берлин), «Келлертеатр» (Лейпциг) и др.

  Театральное искусство ГДР пользуется признанием за рубежом. Немецкий театр, «Берлинер ансамбль», «Театр дер фройндшафт» гастролировали в социалистических странах, а также в ФРГ и др. капиталистических государствах. Режиссёры ГДР ставят спектакли в театрах Великобритании, Индии, Чили и др. Важные события театральной жизни — ежегодные Берлинские фестивали, Всемирный день театра. С 1959 ежегодно устраиваются рабочие фестивали искусств, на которых показывают спектакли профессиональные и самодеятельные театральные труппы.

  Издаются журналы: «Theater der Zeit» (с 1946), «Unterhaltungskunst» (с 1955), «Szene» (с 1966) и др.

  В 1966 создан Союз театральных работников ГДР.

 

  Лит.: Deutsches Theater. Bericht über 10 Jahre, В., 1957; Erpenbeck F., Aus dem Theaterleben, Aufsätze und Kritiken, B., 1959; Wekwerth М.. Theater in Veränderung. B., 1960; Brecht B., Schriften zum Theater, Bd 6—7, B. — Weimar, 1964; Kahler H., Gegenwart auf der Bühne. B., 1966; Brecht-Dialog 1968, B., 1968; Theater-Bilanz, Bühnen der DDR, B., 1971.

  И. Я. Новодворская.

 

Цирк. Общее руководство цирками осуществляет государственный орган — народное предприятие «Центральный цирк» (основан в 1960). Под его контролем находятся 3 государственных передвижных цирка («Аэрос», «Буш», «Беролино») и 5 частных цирков. «Центральный цирк» организует также гастроли цирков в стране и за рубежом. Цирки ГДР работают главным образом в марте — ноябре.

  С 1956 в ГДР работает Студия эстрадного и циркового искусства. Издаётся журнал «Unterhaltungskunst», в котором наряду со статьями о цирке помещаются статьи по др. видам искусства.

 

  Лит.: Weise R., Handbuch derArtistik..., Pössneck, 1966.

  А. Я. Шнеер.

 

Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik), ГДР (DDR).

  Табл. 1. — Административное деление (1971)*
Округа

Флаг государственный. Германская Демократическая Республика. Германская Демократическая Республика.

Флаг государственный. Германская Демократическая Республика.

Государственный герб Германской Демократической Республики. Германская Демократическая Республика.

Государственный герб Германской Демократической Республики.

Площадь, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Берлин, столица ГДР (Berlin)

403

1084,9

 

Шверин (Schwerin)

7074

860,5

Росток (Rostock)

Нёйбранденбург (Neubrandenburg)

8672

596,5

Шверин (Schwerin)

Потсдам (Potsdam)

10793

636,9

Нёйбранденбург (Neubranden-burg)

Франкфурт-на-Одере (Frankfurt/Oder)

12568

1131,0

Потсдам (Potsdam)

Котбус (Cottbus)

7185

678,7

Франкфурт-на-Одере (Frankfurt/Oder)

Магдебург (Magdeburg)

8262

860,9

Котбус (Cottbus)

Галле (Halle)

11525

1317,2

Магдебург (Magdeburg)

Эрфурт (Erfurt)

8771

1922,4

Галле (Halle)

Гера (Gera)

7348

1255,2

Эрфурт (Erfurt)

Зуль (Suhl)

4004

738,7

Гера (Gera)

Дрезден (Dresden)

3856

552,3

Зуль (Suhl)

Лейпциг (Leipzig)

6738

1871,5

Дрезден (Dresden)

Карл-Маркс-Штадт (Karl-Marx-Stadt)

4966

1489,6

Лейпциг (Leipzig)

 

6009

2044,8

Карл-Маркс-Штадт (Karl-Marx-Stadt)

Теплоэлектростанция Фечау. Германская Демократическая Республика.

Теплоэлектростанция Фечау.

*Население по предварительным данным переписи 1971.

 

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Национальный фронт демократической Германии, профсоюзы и другие общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Фельдмаршал (нем. Feidmarschall), высшее воинское звание в сухопутных войсках некоторых государств.
Баоцзи, город в Китае, в провинции Шэньси, на левом берегу р.
Дот, долговременная огневая точка. Термин применялся в 30—50-х гг.
Лиственит, метасоматическая горная порода, состоящая из карбонатов (наиболее часто — анкерита), кварца и мусковита или фуксита (хромовой слюды) с примесью разнообразных минералов (талька, хлорита, актинолита, альбита, турмалина, рутила, сфена и др.
Полоса отвода железных дорог, полоса земли, выделенная из земельного фонда страны для железной дороги со всеми устройствами: земляным полотном, искусственными сооружениями, станционными площадками и др.
Тосег (Tоszeg), холм с остатками многослойного поселения эпохи бронзы (2-е тыс.
Аналитическая химия, наука о методах изучения состава вещества.
Гумбольдта ледник, ледник в северно-западной части Гренландии, спускающийся от внутреннего ледяного покрова в бухту Пибоди бассейна Кейна.
Круговая кинопанорама, кругорама, вид кинозрелища, при котором кинофильм демонстрируется на круговом экране при горизонтальном угле обозрения 360°.
Парламентёр (франц. parlementaire, от parler — говорить), официальный представитель одной из воюющих сторон, направленный для ведения переговоров с другой стороной.
Султанская курица, султанка (Porphyrio porphyrio), птица семейства пастушковых отряда журавлеобразных.
Яблоновский, посёлок городского типа в Теучежском районе Адыгейской АО Краснодарского края РСФСР, в 3 км от Краснодара.
Геническ, город, центр ого района Херсонской обл.