Германская Демократическая Республика XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕФ
ГЕЧ
ГЕШ
ГЕЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Быстрому развёртыванию работ по восстановлению и строительству в ГДР способствовали установление народной собственности на землю и организация государственной строительной промышленности. В 1950 был принят закон о восстановлении и строительстве городов, сформулированы основные правила социалистического градостроительства. В ходе восстановления и дальнейшего развития началась систематическая реконструкция городов, изменяющая их структуру и облик; строятся новые города с микрорайонной структурой, комплексами общественных и культурно-бытовых учреждений. В 1-й половине 1950-х гг. преобладали фасадная периметральная застройка и традиционный ордерный декор (1-я очередь г. Эйзенхюттенштадт, 1-я очередь ул. Карл-Маркс-алле в Берлине, площадь Альт-маркт в Дрездене, площадь Централерплац в Магдебурге, улица Лангештрасе в Ростоке). Со 2-й половины 1950-х гг. утверждаются новые формы, функциональные приёмы планировки, индустриальные методы строительства из стандартизованных элементов (с 1956 — крупные блоки; с 1959 — крупные панели; с 1961 — объёмные блоки, железобетонный каркас, лёгкие металлы, пластмассы); эстетическая выразительность зданий и архитектурных ансамблей определяется прежде всего пространственной композицией, пропорциями, ритмом модульных членений, структурных и функциональных элементов, цветом и фактурой материалов. строительство ведётся на основе научной разработки социально-функциональных проблем в соответствии с ростом и дифференциацией материальных и духовных потребностей социалистического общества. Строительство в новых городах (Хойерсверда, Шведт, Галле-Нёйштадт, Люттен-Клейн, Йена-Лобеда) и реконструируемых частях старых городов (пл. Александерплац и Ленин-плац, 2-я очередь улицы Карл-Маркс-алле — в Берлине; районы Дрездена, Карл-Маркс-Штадта, Лейпцига, Магдебурга, Ростока) характеризуется пространственным размахом застройки, созданием комплексных жилых районов (включающих общественные и культурно-бытовые учреждения), ансамблей площадей и магистралей с высотными акцентами и крупными общественными зданиями. Социалистический характер архитектуры ГДР, подчёркиваемый средствами монументального искусства, проявился также в строительстве промышленных предприятий и в реконструкции деревень. Крупные архитекторы ГДР — Г. Хензельман, З. Зельманагиц, Р. Паулик, Х. Хопп, Ф. Эрлих, Х. Граффундер, И. Нетер, И. Кайзер, Б. Флирль.

В. Дучке, Э. Коллайн, И. Кайзер. Улица Карл-Маркс-алле в Берлине. 1959—67. Слева — телевизионная обзорная башня (1969, арх. К. Кольман, Г. Франке, К. Тимм), справа — гостиница «Штадт Берлин» (1969, арх. Р. Корн, Х. Шарлипп, Х. Э. Богацкий). Германская Демократическая Республика.

В. Дучке, Э. Коллайн, И. Кайзер. Улица Карл-Маркс-алле в Берлине. 1959—67. Слева — телевизионная обзорная башня (1969, арх. К. Кольман, Г. Франке, К. Тимм), справа — гостиница «Штадт Берлин» (1969, арх. Р. Корн, Х. Шарлипп, Х. Э. Богацкий).

З. Р. Паулик и др. Жилой комплекс I в Галле-Нёйштадте. 1966—-67. Германская Демократическая Республика.

З. Р. Паулик и др. Жилой комплекс I в Галле-Нёйштадте. 1966—-67.

  Изобразительное искусство развивается на основе традиций нем. пролетарского революционного искусства, носителями которых явились художники-реалисты старшего поколения. Они сыграли важную роль в утверждении принципов социалистического реализма в искусстве ГДР (живописцы и графики Х. и Л. Грундиг, М. Лингнер, О. Нагель, Дж. Хартфилд, А. Мор, О. Нерлингер, Г. Эмзен, Г. Брузе, Ф. Ден, Х. Т. Рихтер, К. Квернер, Р. Бергандер, Б. Хеллер; скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, Г. Драке, В. Ламмерт, В. Ховард, Г. Гайер). Расширяющиеся связи художников с заводами, новостройками, с.-х. кооперативами, социалистическими бригадами способствовали укреплению жизнеутверждающих, оптимистических начал в искусстве ГДР, посвященном становлению социалистического человека и его трудовой морали, росту его творческих сил. Облик людей ГДР, их труд и быт разносторонне показаны в скульптуре (В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. фон Войский), живописи и графике (В. Вомака, В. Нойберт, К. Х. Якоб, Г. Брендель, А. Мюнх, Р. Парис, Ф. Глазер, В. Франкенштайн); развивается искусство пейзажа (О. Нимайер-Хольштайн, Э. Хассебраук, Б. Кречмар, Г. Штенгель, К. Кнебель, график О. Пец). искусство ГДР — страны, находящейся на передовой линии антиимпериалистической борьбы, —получило острую политическую направленность: оно обличает фашистские злодеяния, силы международной реакции; видное место принадлежит темам рабочего движения, борьбы за мир, солидарности с борющимися за свободу народами (живописные и графические произведения В. Зитте, Г. Бондцина, Х. Хакенбека, К. Э. Мюллера, К. Циммермана); в области политической карикатуры работают А. Байер-Ред, Х. Зандберг, Л. Хас, Э. Яздзевский; традиции политического плаката Дж. Хартфилда продолжает К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, Х. Барч, Х. Бальцер, мастера шрифта В. Шиллер, А. Капр), а также декоративное искусство и художественное конструирование (Ф. Кюн, Х. Михель). Возрастает значение монументального и монументально-декоративного искусства, к которому обращаются многие мастера. Ряд монументов на территории ГДР создан советскими (Е. В. Вучетич, Н. В. Томский, Л. Е. Кербель) скульпторами. Биттерфельдские конференции (1959, 1964) и проводящиеся с 1959 рабочие фестивали способствовали расширению роли искусства в социалистическом строительстве и развитию художественной самодеятельности масс. Большое внимание уделяется развитию традиций народного творчества (в т. ч. искусства лужичан и промыслов Рудных гор). В ГДР проводятся международные выставки, способствующие объединению прогрессивных сил мирового искусства («Интерграфик», 2-годичные международные художественные выставки —Биеннале Балтийского моря, Международные выставки искусства книги).

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958. Германская Демократическая Республика.

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958.

В. Вомака. Мозаичный фриз на Доме учителя в Берлине. 1902—64. Фрагмент. Германская Демократическая Республика.

В. Вомака. Мозаичный фриз на Доме учителя в Берлине. 1902—64. Фрагмент.

Г. Гайер. Портрет мансфельдского горняка. Бронза. 1952. Картинная галерея. Дрезден. Германская Демократическая Республика.

Г. Гайер. Портрет мансфельдского горняка. Бронза. 1952. Картинная галерея. Дрезден.

Т. Бальден. Портрет Эрнста Буша. Бронза. 1962. Собственность художника. Германская Демократическая Республика.

Т. Бальден. Портрет Эрнста Буша. Бронза. 1962. Собственность художника.

К. Виткугель. «Я шахтёр! Кто ещё?». Плакат. 1952. Германская Демократическая Республика.

К. Виткугель. «Я шахтёр! Кто ещё?». Плакат. 1952.

Германская Демократическая Республика. Р. Бергандер. «Домой с праздника». 1961. Галерея Морицбург. Галле. Германская Демократическая Республика.

Германская Демократическая Республика. Р. Бергандер. «Домой с праздника». 1961. Галерея Морицбург. Галле.

В. Зитте. «Зовущий». 1964. Окружной комитет СЕПГ. Галле. Германская Демократическая Республика.

В. Зитте. «Зовущий». 1964. Окружной комитет СЕПГ. Галле.

Б. Хеллер. Портрет Б. Брехта. 1954—55. Национальная галерея. Берлин. Германская Демократическая Республика.

Б. Хеллер. Портрет Б. Брехта. 1954—55. Национальная галерея. Берлин.

 

  Лит.: Kunst in der Deutschen Demokratischen Republik, Dresden, [1959]; Feist P. H., Plastik in der DDR, Dresden, 1965; Bild der Klasse, [B., 1967]; Architektur und Städtebau in der DDR. [Album], [Lpz., 1969]; Hütt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20. Jahrhundert, B., 1969; Weggefäahrten, Dresden, 1970.

  Г. Майснер. ГДР.

 

Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik), ГДР (DDR).

  Табл. 1. — Административное деление (1971)*
Округа

Флаг государственный. Германская Демократическая Республика. Германская Демократическая Республика.

Флаг государственный. Германская Демократическая Республика.

Государственный герб Германской Демократической Республики. Германская Демократическая Республика.

Государственный герб Германской Демократической Республики.

Площадь, км2

Население, тыс. чел.

Адм. центр

Берлин, столица ГДР (Berlin)

403

1084,9

 

Шверин (Schwerin)

7074

860,5

Росток (Rostock)

Нёйбранденбург (Neubrandenburg)

8672

596,5

Шверин (Schwerin)

Потсдам (Potsdam)

10793

636,9

Нёйбранденбург (Neubranden-burg)

Франкфурт-на-Одере (Frankfurt/Oder)

12568

1131,0

Потсдам (Potsdam)

Котбус (Cottbus)

7185

678,7

Франкфурт-на-Одере (Frankfurt/Oder)

Магдебург (Magdeburg)

8262

860,9

Котбус (Cottbus)

Галле (Halle)

11525

1317,2

Магдебург (Magdeburg)

Эрфурт (Erfurt)

8771

1922,4

Галле (Halle)

Гера (Gera)

7348

1255,2

Эрфурт (Erfurt)

Зуль (Suhl)

4004

738,7

Гера (Gera)

Дрезден (Dresden)

3856

552,3

Зуль (Suhl)

Лейпциг (Leipzig)

6738

1871,5

Дрезден (Dresden)

Карл-Маркс-Штадт (Karl-Marx-Stadt)

4966

1489,6

Лейпциг (Leipzig)

 

6009

2044,8

Карл-Маркс-Штадт (Karl-Marx-Stadt)

Теплоэлектростанция Фечау. Германская Демократическая Республика.

Теплоэлектростанция Фечау.

*Население по предварительным данным переписи 1971.

 

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Национальный фронт демократической Германии, профсоюзы и другие общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Повитель, народное название некоторых видов рода ипомея, культивируемых большей частью как однолетние вьющиеся растения; особенно ценятся садовые формы с небесно-голубыми цветками.
Синхронизирующий момент, вращающий момент, действующий на вал синхронной машины при отклонении частоты вращения её ротора от синхронной и удерживающий машину в синхронизме (см.
Учредительская прибыль, прибыль, присваиваемая учредителями капиталистических акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций (при основании акционерного общества или дополнительного выпуска при его расширении) и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие.
Этилхлорид, монохлорэтан, C2H5Cl; бесцветная легко летучая жидкость с эфирным запахом, tkип 12,5°С, tпл — 140,85°С, плотность 0,903 г/см3 (15°С); плохо растворим в воде, смешивается с большинством органических растворителей.
Борисовский могильник, кладбище с захоронениями 5—14 вв.
Грузовместимость транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений.
Камилл Марк Фурий (Marcus Furius Camillus) (около 447 — 365 до н.
Лисабонский договор 1703, договор о политическом и военном союзе между Великобританией и Португалией против Испании и Франции в войне за Испанское наследство.
«О возвышенном», античный эстетический и литературно-критический трактат 1 в.
Рало (земледельч. орудие) Рало (общеслав.), земледельческое орудие, близкое по типу к примитивному плугу.
Сурьма (лат. Stibium), Sb, химический элемент V группы периодической системы Менделеева; атомный номер 51, атомная масса 121,75; металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком.