Германская Демократическая Республика XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Быстрому развёртыванию работ по восстановлению и строительству в ГДР способствовали установление народной собственности на землю и организация государственной строительной промышленности. В 1950 был принят закон о восстановлении и строительстве городов, сформулированы основные правила социалистического градостроительства. В ходе восстановления и дальнейшего развития началась систематическая реконструкция городов, изменяющая их структуру и облик; строятся новые города с микрорайонной структурой, комплексами общественных и культурно-бытовых учреждений. В 1-й половине 1950-х гг. преобладали фасадная периметральная застройка и традиционный ордерный декор (1-я очередь г. Эйзенхюттенштадт, 1-я очередь ул. Карл-Маркс-алле в Берлине, площадь Альт-маркт в Дрездене, площадь Централерплац в Магдебурге, улица Лангештрасе в Ростоке). Со 2-й половины 1950-х гг. утверждаются новые формы, функциональные приёмы планировки, индустриальные методы строительства из стандартизованных элементов (с 1956 — крупные блоки; с 1959 — крупные панели; с 1961 — объёмные блоки, железобетонный каркас, лёгкие металлы, пластмассы); эстетическая выразительность зданий и архитектурных ансамблей определяется прежде всего пространственной композицией, пропорциями, ритмом модульных членений, структурных и функциональных элементов, цветом и фактурой материалов. строительство ведётся на основе научной разработки социально-функциональных проблем в соответствии с ростом и дифференциацией материальных и духовных потребностей социалистического общества. Строительство в новых городах (Хойерсверда, Шведт, Галле-Нёйштадт, Люттен-Клейн, Йена-Лобеда) и реконструируемых частях старых городов (пл. Александерплац и Ленин-плац, 2-я очередь улицы Карл-Маркс-алле — в Берлине; районы Дрездена, Карл-Маркс-Штадта, Лейпцига, Магдебурга, Ростока) характеризуется пространственным размахом застройки, созданием комплексных жилых районов (включающих общественные и культурно-бытовые учреждения), ансамблей площадей и магистралей с высотными акцентами и крупными общественными зданиями. Социалистический характер архитектуры ГДР, подчёркиваемый средствами монументального искусства, проявился также в строительстве промышленных предприятий и в реконструкции деревень. Крупные архитекторы ГДР — Г. Хензельман, З. Зельманагиц, Р. Паулик, Х. Хопп, Ф. Эрлих, Х. Граффундер, И. Нетер, И. Кайзер, Б. Флирль. В. Дучке, Э. Коллайн, И. Кайзер. Улица Карл-Маркс-алле в Берлине. 1959—67. Слева — телевизионная обзорная башня (1969, арх. К. Кольман, Г. Франке, К. Тимм), справа — гостиница «Штадт Берлин» (1969, арх. Р. Корн, Х. Шарлипп, Х. Э. Богацкий). З. Р. Паулик и др. Жилой комплекс I в Галле-Нёйштадте. 1966—-67. Изобразительное искусство развивается на основе традиций нем. пролетарского революционного искусства, носителями которых явились художники-реалисты старшего поколения. Они сыграли важную роль в утверждении принципов социалистического реализма в искусстве ГДР (живописцы и графики Х. и Л. Грундиг, М. Лингнер, О. Нагель, Дж. Хартфилд, А. Мор, О. Нерлингер, Г. Эмзен, Г. Брузе, Ф. Ден, Х. Т. Рихтер, К. Квернер, Р. Бергандер, Б. Хеллер; скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, Г. Драке, В. Ламмерт, В. Ховард, Г. Гайер). Расширяющиеся связи художников с заводами, новостройками, с.-х. кооперативами, социалистическими бригадами способствовали укреплению жизнеутверждающих, оптимистических начал в искусстве ГДР, посвященном становлению социалистического человека и его трудовой морали, росту его творческих сил. Облик людей ГДР, их труд и быт разносторонне показаны в скульптуре (В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. фон Войский), живописи и графике (В. Вомака, В. Нойберт, К. Х. Якоб, Г. Брендель, А. Мюнх, Р. Парис, Ф. Глазер, В. Франкенштайн); развивается искусство пейзажа (О. Нимайер-Хольштайн, Э. Хассебраук, Б. Кречмар, Г. Штенгель, К. Кнебель, график О. Пец). искусство ГДР — страны, находящейся на передовой линии антиимпериалистической борьбы, —получило острую политическую направленность: оно обличает фашистские злодеяния, силы международной реакции; видное место принадлежит темам рабочего движения, борьбы за мир, солидарности с борющимися за свободу народами (живописные и графические произведения В. Зитте, Г. Бондцина, Х. Хакенбека, К. Э. Мюллера, К. Циммермана); в области политической карикатуры работают А. Байер-Ред, Х. Зандберг, Л. Хас, Э. Яздзевский; традиции политического плаката Дж. Хартфилда продолжает К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, Х. Барч, Х. Бальцер, мастера шрифта В. Шиллер, А. Капр), а также декоративное искусство и художественное конструирование (Ф. Кюн, Х. Михель). Возрастает значение монументального и монументально-декоративного искусства, к которому обращаются многие мастера. Ряд монументов на территории ГДР создан советскими (Е. В. Вучетич, Н. В. Томский, Л. Е. Кербель) скульпторами. Биттерфельдские конференции (1959, 1964) и проводящиеся с 1959 рабочие фестивали способствовали расширению роли искусства в социалистическом строительстве и развитию художественной самодеятельности масс. Большое внимание уделяется развитию традиций народного творчества (в т. ч. искусства лужичан и промыслов Рудных гор). В ГДР проводятся международные выставки, способствующие объединению прогрессивных сил мирового искусства («Интерграфик», 2-годичные международные художественные выставки —Биеннале Балтийского моря, Международные выставки искусства книги). Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958. В. Вомака. Мозаичный фриз на Доме учителя в Берлине. 1902—64. Фрагмент. Г. Гайер. Портрет мансфельдского горняка. Бронза. 1952. Картинная галерея. Дрезден. Т. Бальден. Портрет Эрнста Буша. Бронза. 1962. Собственность художника. К. Виткугель. «Я шахтёр! Кто ещё?». Плакат. 1952. Германская Демократическая Республика. Р. Бергандер. «Домой с праздника». 1961. Галерея Морицбург. Галле. В. Зитте. «Зовущий». 1964. Окружной комитет СЕПГ. Галле. Б. Хеллер. Портрет Б. Брехта. 1954—55. Национальная галерея. Берлин.
Лит.: Kunst in der Deutschen Demokratischen Republik, Dresden, [1959]; Feist P. H., Plastik in der DDR, Dresden, 1965; Bild der Klasse, [B., 1967]; Architektur und Städtebau in der DDR. [Album], [Lpz., 1969]; Hütt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20. Jahrhundert, B., 1969; Weggefäahrten, Dresden, 1970. Г. Майснер. ГДР.
Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik), ГДР (DDR). Табл. 1. — Административное деление (1971)*
Теплоэлектростанция Фечау. *Население по предварительным данным переписи 1971. I. Общие сведения II. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, Национальный фронт демократической Германии, профсоюзы и другие общественные организации VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|