Актёрское искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АКА
АКБ
АКВ
АКД
АКЕ
АКЖ
АКИ
АКК
АКЛ
АКМ
АКН
АКО
АКР
АКС
АКТ
АКУ
АКХ
АКЦ
АКЧ
АКШ
АКЫ
АКЬ
АКЮ

Актёрское искусство, искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра — отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия — может осуществляться только посредством Актёрское искусство Цель его — воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творческого воспроизведения этого процесса.

Актёрское искусство. Ш. Бурханов в роли Брута («Юлий Цезарь» Шекспира). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Ш. Бурханов в роли Брута («Юлий Цезарь» Шекспира).

Актёрское искусство. Н. П. Хмелёв в роли Каренина («Анна Каренина» по Л. Толстому). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Н. П. Хмелёв в роли Каренина («Анна Каренина» по Л. Толстому).

Актёрское искусство. О. О. Садовская в роли Красавиной («За чем пойдёшь, то и найдёшь» Островского). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. О. О. Садовская в роли Красавиной («За чем пойдёшь, то и найдёшь» Островского).

Актёрское искусство. А. Д. Дикий в роли генерала Горлова («Фронт» Корнейчука). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. А. Д. Дикий в роли генерала Горлова («Фронт» Корнейчука).

Актёрское искусство. А. Хорава в роли Отелло («Отелло» Шекспира). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. А. Хорава в роли Отелло («Отелло» Шекспира).

Актёрское искусство. Сценка из комедии дель арте. С французской гравюры 17 в. Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Сценка из комедии дель арте. С французской гравюры 17 в.

Актёрское искусство. Римские мимы. Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Римские мимы.

Актёрское искусство. Скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве. Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве.

Актёрское искусство. Фредерик-Леметр в роли Робера Макера. Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Фредерик-Леметр в роли Робера Макера.

Актёрское искусство. Маска юноши. Древнегреческий театр. Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Маска юноши. Древнегреческий театр.

Актёрское искусство. В. Ф. Комиссаржевская в роли Клерхен («Гибель Содома» Зудермана). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. В. Ф. Комиссаржевская в роли Клерхен («Гибель Содома» Зудермана).

Актёрское искусство. Лекен в роли Оросмана («Заира» Вольтера). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Лекен в роли Оросмана («Заира» Вольтера).

Актёрское искусство. А. М. Бучма в роли Миколы Задорожного («Украденное счастье» Франке). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. А. М. Бучма в роли Миколы Задорожного («Украденное счастье» Франке).

  Творчество актёра исходит из драмы — её содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу Актёрское искусство Но известны такие виды театра (например, народная комедия масок), где актёр располагает не полным текстом пьесы, а лишь его драматической канвой (сценарием), рассчитанной на искусство актёрской импровизации. В музыкальном театре (балете, опере, оперетте и т. д.) Актёрское искусство определяется либретто и музыкальной партитурой.

  Актёрский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством него развивается главное действие драмы, выявляется её общий смысл и идейная направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан поэтому со своими партнёрами, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка. Драма предъявляет актёру порой весьма сложные требования. Он должен выполнять их как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определённого персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актёр решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. При этом Актёрское искусство — единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный эмоциональный аппарат и внешние данные. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски); в арсенале его художественных средств — мастерство речи (в опере — вокальное искусство). движение, жест (в балете — танец), мимика. Важнейшие элементы Актёрское искусство— внимание, воображение, эмоциональная и моторная память, способность к сценическому общению, чувство ритма и др. Историческое развитие Актёрское искусство даёт сложную картину поисков художественной правды внутри развивающихся и борющихся между собой систем и направлений. Зародившись в своих изначальных элементах на почве массовых действ первобытного общества, пройдя через связь с культовыми обрядами, Актёрское искусство в Древней Греции в эпоху образования демократических городов-государств (5 в. до н. э.) высвобождается из-под власти религиозного культа. Это становится предпосылкой для возникновения театра и актёрского творчества в подлинном смысле слова. В театре Древней Греции сложились резко различные манеры исполнения трагедии и комедии: в первом случае — величественная, с декламацией, переходящей в пение, пластическими движениями, содержащими в себе элементы танца; во втором — гротескная, преувеличенная, нарочито сниженная. И в трагедии и в комедии актёры употребляли маски. В Древнем Риме возник жанр пантомимы. Но Актёрское искусство, развивавшееся на основе греческих традиций, в эпоху императорского Рима пришло в упадок, и только бродячие народные актёры — мимы — донесли до средневековья отдельные элементы театральной культуры. В средние века Актёрское искусство существовало в виде полупрофессионального народного творчества бродячих актёров (гистрионы, скоморохи), которое преследовалось церковью за его антиклерикальный, сатирический, бунтарский характер. Вместе с тем церковь ассимилировала Актёрское искусство в жанрах духовных и моралистических представлений (см. Литургическая драма, Мистерия, Миракль, Моралите), в которые, однако, всё настойчивей и шире врывались комедийные, стихийно реалистические начала народного творчества. Они достигли свободного развития в жанре фарса, где главными признаками Актёрское искусство стали характерность, доведённая до карикатуры, жизнерадостный, динамичный темп игры, буффонада, преувеличенная экспрессия жестов и мимики, а также импровизация. Вершиной народного площадного театра этого типа явилась итальянская Комедия масок (см. Комедия дель арте). Актёрское искусство итальянской народной комедии обладало силой сатирического обобщения, демократическим оптимизмом, красочностью, динамизмом и, наряду с этим, лиричностью, поэтичной приподнятостью. Оно оказало плодотворное влияние на развитие национальных своеобразных форм Актёрское искусство эпохи Возрождения в Испании, Франции, Англии и др. странах. Появление литературной ренессансной драмы предъявило новые требования к Актёрское искусство, в значительной мере преобразовав традиции народного театра, поставив перед актёрами задачу выражения больших идей, создания индивидуализированных, психологически сложных характеров. Крупнейшим поборником ренессансного реализма в Актёрское искусство, сочетающего яркость, глубину чувств и мыслей с верностью природе и гуманизму, был Шекспир. Новый расцвет Актёрское искусство наступил во Франции 17—18 вв. в системе классицизма, подчинившего театр служению общенациональным, государственным интересам. Особенности Актёрское искусство определились проповедью гражданской героики и обуздания индивидуалистических страстей в трагедии и острым высмеиванием пороков в комедии. Нормативное представление о прекрасном, как должном, классицизм перенёс и в область Актёрское искусство, где выражение чувств было поставлено под строгий контроль разума и вкуса, речь и движения подчинены законам декламации, ограждавшей актёрскую игру от вторжения бытового и стихийно-эмоционального начал (искусство французских актёров Мондори, Т. Дюпарк и др.), а весь спектакль в целом представлял собой строго организованное на декоративно-пластичных и декламационно-поэтических основах художественное целое. В 18 в., в эпоху Просвещения, в Актёрское искусство усиливается интерес к личности, выдвигается идеал «естественного человека», чувство становится проводником принципа социального равенства. Рассудочность, рационализм, которые отстаивал в Актёрское искусство Д. Дидро («Парадокс об актёре»,1770—73), ориентировавший актёров на воспроизведение образов, заранее созданных их воображением, стремившийся соединить верность природе и общественному идеалу, вытесняются всё большей непосредственностью исполнения, силой переживания и эмоциональностью (например, творчество трагической актрисы М. Дюмениль). Актёрское искусство приближается к правде частной, семейной жизни, чему способствует мещанская драма с её апологией простого человека. В трагедии Актёрское искусство получает тираноборческую, демократическую направленность. Преодолевается традиционное для классицизма деление на «высокий» и «низкий» стиль игры. Усложняется и усугубляется представление о человеческом характере, в связи с чем в Актёрское искусство впервые встаёт проблема сценического перевоплощения.

  Развитие в первых десятилетиях 19 в. романтизма, общественной почвой которого явился освободительный подъём демократических масс, неудовлетворённых результатами буржуазных революций, привело к господству в Актёрское искусство импульсивной, бурной эмоциональности, вдохновения, фантазии, к культу яркой творческой индивидуальности. Актёры (Э. Кин в Англии, Фредерик Леметр во Франции, П. Мочалов в России и др.) создавали характеры, исполненные духа протеста против буржуазных норм, сочетая в них контрасты трагического и комического, демонизма и лиричности, жизненной правды и гротеска. Богатое демократическими тенденциями Актёрское искусство романтиков было исполнено сочувствием к страданиям простых людей и наряду с этим элементами социальной сатиры.

Актёрское искусство. Э. Кин в роли Шейлока («Венецианский купец» Шекспира). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Э. Кин в роли Шейлока («Венецианский купец» Шекспира).

  Романтическое Актёрское искусство во многом подготовило реалистичную систему игры, занявшую в середине и 2-й половине 19 в. господствующее положение на европейской сцене (искусство Т. Сальвини, Э. Дузе в Италии, Сары Бернар во Франции и др.). Реалистическая драматургия требовала от Актёрское искусство раскрытия социальных закономерностей общественного развития, трактовки характера в его обусловленности общественной средой и эпохой. Реалистичная школа Актёрское искусство, преодолевая субъективизм романтиков, их интерес к исключительности и экзотической яркости сценических образов, добивалась единства психологического и социально-бытового решения образов. Большой идейной силы и психологической тонкости реалистичное Актёрское искусство достигло в России во 2-й половине 19 — начале 20 вв., где оно развивалось под знаком демократических общественно-политических тенденций (творчество М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, П. М., М. П. и О. О. Садовских, П. А. Стрепетовой, В. Н. Давыдова, В. Ф. Комиссаржевской и др.). Рубеж 19—20 вв. был отмечен новыми исканиями в области Актёрское искусство в системе Свободных театров и Московского Художественного театра. В недрах МХТ созрела теория К. С. Станиславского, сложилась методология воспитания актёра — система Станиславского (см. Станиславского система), оказавшая огромное влияние на мировое Актёрское искусство Под руководством Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших актёров: И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова и др. Реализм Актёрское искусство, способность актёра показывать на сцене «жизнь человеческого духа» были для Станиславского основной ценностью театрального искусства. Свои искания в этой области Станиславский продолжил с молодёжью МХТ. В студиях МХТ формируется т. н. второе поколение актёров МХТ — Н. П. Хмелев, Б. Г. Добронравов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов и др. Со студиями МХТ была тесно связана и деятельность Е. Б. Вахтангова. Эстетические принципы школы Вахтангова нашли своё выражение в жизнеутверждающем, проникнутом чувством современности, ярко театральном по форме искусстве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Своеобразное, оригинальное преломление принципы Станиславского и Вахтангова получили в заостренно-гротесковом, трагедийном искусстве актёров МХАТа 2-го (создан на основе 1-й студии МХТ) — М. А. Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой. Систему воспитания синтетического актёра осуществлял А. Я. Таиров в Камерном театре (искусство А. Г. Коонен и др.). К открытой тенденциозности призывал актёров В. Э. Мейерхольд, утверждавший необходимость возникновения боевого агитационного театра. В театре Мейерхольда выросли такие актёры советского театра, как М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, Э. П. Гарин, М. М. Штраух. Л. Н. Свердлин, Д. Н. Орлов и др.

Актёрское искусство. Э. П. Гарин в роли Гулячкина («Мандат» Эрдмана). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Э. П. Гарин в роли Гулячкина («Мандат» Эрдмана).

Актёрское искусство. В. И. Качалов в роли Барона («На дне» М. Горького). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. В. И. Качалов в роли Барона («На дне» М. Горького).

Актёрское искусство. О. Л. Книппер-Чехова в роли Маши («Три сестры» Чехова). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. О. Л. Книппер-Чехова в роли Маши («Три сестры» Чехова).

Актёрское искусство. М. И. Бабанова в роли Гоги («Человек с портфелем» Файко). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. М. И. Бабанова в роли Гоги («Человек с портфелем» Файко).

Т. Сальвини в роли Отелло. «Отелло» У. Шекспира. Актёрское искусство.

Т. Сальвини в роли Отелло. «Отелло» У. Шекспира.

Актёрское искусство. Б. В. Щукин в роли Егора Булычева («Егор Булычев и другие» М. Горького). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Б. В. Щукин в роли Егора Булычева («Егор Булычев и другие» М. Горького).

Актёрское искусство. И. В. Ильинский в роли Присыпкина («Клоп» Маяковского). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. И. В. Ильинский в роли Присыпкина («Клоп» Маяковского).

Актёрское искусство. Б. Г. Добронравов в роли Войницкого («Дядя Ваня» Чехова). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Б. Г. Добронравов в роли Войницкого («Дядя Ваня» Чехова).

  В 20-х гг. происходит рождение национальных школ Актёрское искусство в театрах советских республик — Узбекской, Таджикской, Казахской, Киргизской, Татарской. Высокого расцвета достигает Актёрское искусство в театрах Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Белоруссии (см. разделы о театре в общих очерках, посвященных этим республикам). Разнообразие национальных исполнительских традиций оказало влияние на становление и развитие социалистического реализма в Актёрское искусство В то же время творчество актёров народов СССР органически воспринимало лучшие традиции русской реалистической школы. В этот период раскрылось всё разнообразие художественных направлений в Актёрское искусство, развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга. На подмостках советского театра выступали представители различных театральных поколений и исполнительских стилей: от старшего поколения Малого, Художественного и Ленинградского академических театров — А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, Ю. М. Юрьев, Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов — до молодых артистов, воспитанных в советские годы. В период Отечественной войны Актёрское искусство становится ещё более политически активным, злободневно-публицистическим. Для Актёрское искусство 1950—60-х гг. характерно стремление к большим философским обобщениям, революционной страстности, политической активности. Идейная глубина и художественная зрелость проявились в образах, созданных Ю. В. Толубеевым, И. М. Смоктуновским, Ю. К. Борисовой, М. А. Ульяновым, Е. А. Лебедевым, С. Ю. Юрским, Т. В. Дорониной, Е. А. Евстигнеевым и др.

Актёрское искусство. А. А. Остужев в роли Акосты («Уриэль Акоста» Гуцкова). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. А. А. Остужев в роли Акосты («Уриэль Акоста» Гуцкова).

Актёрское искусство. Ю. В. Толубеев в роли Вожака («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Ю. В. Толубеев в роли Вожака («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского).

Актёрское искусство. И. М. Смоктуновский в роли князя Мышкина («Идиот» по Достоевскому). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. И. М. Смоктуновский в роли князя Мышкина («Идиот» по Достоевскому).

  В 20 в. были выявлены новые принципы сценической образности. Наряду со стилизацией, присущей т. н. условному театру, возникли требования большей остроты и обобщенности Актёрское искусство, усиления его агитационных, аналитических функций (творчество В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта). В современном западном театре Актёрское искусство высокого развития достигло в творчестве Ж. Л. Барро, Ж. Вилара, М. Казарес, Ж. Филипа (Франция), Дж. Гилгуда, В. Ли, Л. Оливье, П. Скофилда (Англия), Е. Вейгель (ГДР) и др. Своеобразные системы Актёрское искусство сложились в театре стран Востока (Бирма, Индия, Китай, Япония и др.). Об Актёрское искусство в музыкальном театре, кино, на эстраде см. статьи Опера, Балет, Киноискусство, Эстрада.

Актёрское искусство. Е. Вейгель в роли Матушки Кураж («Матушка Кураж и её дети» Брехта). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. Е. Вейгель в роли Матушки Кураж («Матушка Кураж и её дети» Брехта).

Актёрское искусство. П. Скофилд в роли Гамлета («Гамлет» Шекспира). Актёрское искусство.

Актёрское искусство. П. Скофилд в роли Гамлета («Гамлет» Шекспира).

  Т. М. Родина .

 

Так же Вы можете узнать о...


Битлис (Bitlis), город на В. Турции, в Курдистане; административный центр вилайета .
Германий (лат. Germanium), Ge, химический элемент IV группы периодической системы Менделеева; порядковый номер 32, атомная масса 72,59; твёрдое вещество серо-белого цвета с металлическим блеском.
Зализняк Максим (гг. рождения и смерти неизвестны), один из предводителей крестьянского восстания 1768 на Украине; см.
Колхапур, город в Индии, в штате Махараштра, на восточных склонах Западных Гат.
Малютин Сергей Васильевич Т. Н. Володина.
Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), международный научный ядерно-физический центр социалистических стран.
Протяжка (в металлообработке) Протяжка в металлообработке,
Советский меринос, порода тонкорунных овец. Выведена (1920—52) в южных районах Европейской части СССР отбором и подбором помесей, полученных от скрещивания мазаевских и новокавказских мериносов (улучшенных баранами типа рамбулье), а также помесей от поглотительного скрещивания местных грубошёрстных маток с мериносовыми баранами; в дальнейшем многие стада улучшали несколькими породами — асканийской, кавказской, ставропольской, грозненской, алтайской.
Унитарный (франц. unitaire, от лат. unitas – единство), объединённый, единый, составляющий одно целое.
Шпергель, род растений семейства гвоздичных; то же, что торица.
Аусеклис (псевдоним; настоящие имя и фамилия Микелис Екобович Крогземис) [6(18).
Водорезы (Rhynchopidae), семейство птиц отряда ржанкообразных.
Диатез экссудативно-катаральный, аномалия конституции человека, в основе которой лежит изменённая аллергическая реактивность организма на воздействие обычных физиологических раздражителей (см.