Глюк Кристоф Виллибальд

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЛА
ГЛЕ
ГЛИ
ГЛО
ГЛУ
ГЛХ
ГЛЫ
ГЛЮ
ГЛЯ

К. В. Глюк. Глюк Кристоф Виллибальд.

К. В. Глюк.

Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, — 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Глюк Кристоф Виллибальд занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737—45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итальянские оперы Глюк Кристоф Виллибальд имели большой успех. В 1745—46 в Лондоне Глюк Кристоф Виллибальд познакомился с ораториями Глюк Кристоф Виллибальд Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В конце 40-х гг. в качестве капельмейстера итальянской оперной труппы посетил ряд европейских городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С 1750 Глюк Кристоф Виллибальд надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итальянскими операми с 1758 создавал оперы на французские комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): «Остров Мерлина», «Осажденная Цитера», «Наказанный пьяница», «Одураченный кади», «Пилигримы в Мекку» и др. В 1761 Глюк Кристоф Виллибальд в содружестве с балетмейстером Глюк Кристоф Виллибальд Анджолини создал балет «Дон Жуан», отличавшийся от современных ему произведений большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Глюк Кристоф Виллибальд, которая осуществлялась им совместно с либреттистом Р. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой «Орфей и Эвридика» (1762) последовали «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770). Глюк Кристоф Виллибальд в корне изменил трактовку оперного жанра. В традиционных мифологических сюжетах Глюк Кристоф Виллибальд прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Глюк Кристоф Виллибальд переехал в 1773. Здесь он поставил оперу «Ифигения в Авлиде» (либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы «Орфей» (1774) и «Альцеста» (1776), а также оперы «Армида» (либретто Ф. Кино, 1777), «Ифигения в Тавриде» (либретто Н. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), «Эхо и Нарцисс» (по мифологической сказке, 1779). В 80-х гг. Глюк Кристоф Виллибальд снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. Т. Клопштока 7 од и оперу «Битва Германика» (неокончена).

  Оперная реформа Глюк Кристоф Виллибальд отвечала передовым устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д, Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Глюк Кристоф Виллибальд Э. Лессинга). В музыке Глюк Кристоф Виллибальд стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократическим вкусам. В предисловии к «Альцесте», явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Глюк Кристоф Виллибальд писал: «Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями». Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Глюк Кристоф Виллибальд отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах декламационную выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Глюк Кристоф Виллибальд объединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии. Величественное звучание придавал операм хор; композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, которая, по мнению Глюк Кристоф Виллибальд, должна была стать «вступительным обзором содержания». Деятельность Глюк Кристоф Виллибальд в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.

  Реформа Глюк Кристоф Виллибальд обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произведение национального своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Глюк Кристоф Виллибальд преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.

  В реформе Глюк Кристоф Виллибальд подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Глюк Кристоф Виллибальд стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Глюк Кристоф Виллибальд, противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччинни. Бурная полемика, развернувшаяся в конце 70-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Конечная победа осталась за Глюк Кристоф Виллибальд (влияние Глюк Кристоф Виллибальд испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Глюк Кристоф Виллибальд оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Глюк Кристоф Виллибальд примыкало к венской классической школе и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Глюк Кристоф Виллибальд нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера.

 

  Лит.: Материалы и документы по истории музыки, переводы под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Соллертинский И., Глюк, М. — Л., 1937; Роллан P., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4 — Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Ливанова Т., Музыкальная классика 18 века, М. — Л., 1939; её же, Реформа Глюка и французский оперный театр перед революцией 1789 года, в сборнике: Классическое искусство за рубежом, М., 1966; Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Tiersot J., Gluck, P., 1910; Marx А. В., Glück und die Oper, Bd 1—2, В., 1863; Einstein A., Glück. Sein Leben — seine Werke, Z.Stuttg., [1954].

  Глюк Кристоф Виллибальд В. Крауклис.

Так же Вы можете узнать о...


Копель, медно-никелевый сплав, содержащий ~43% Ni и ~0,5% Mn.
Мезозойская группа (эра) (от мезо... и греч.
Оттон (Otto), германские короли и императоры «Священной Римской империи»:
Репки

, посёлок городского типа, центр нского района Черниговской области УССР.
Судейство спортивное, непосредственное руководство проведением спортивных соревнований по установленным правилам.
Хайленд-парк (Highland Park), город на С. США, в штате Мичиган, северный пригород Детройта.
Аблай (г. рожд. неизвестен — умер в 1781), султан Среднего жуза (орды) в Казахстане, с 1771 — хан.
Бора (сильный ветер) Бора (итал. bora, от лат. boreas, греч. boreas — северный ветер), сильный и порывистый ветер, дующий преимущественно в холодное время года вниз по горному склону и приносящий значительное похолодание (в отличие от фёна).
Головнёвые грибы (Ustilaginales), порядок базидиальных грибов; паразиты высших растений, вызывающие у них заболевания, известные под назв.
Известь, условно объединяемые общим термином продукты обжига (и последующей переработки) известняка, мела и других карбонатных пород.
Крамер Теодор Крамер (Kramer) Теодор (1.1.1897, Нидерхоллабрунн, Нижняя Австрия, — 3.