Гойя Франсиско Хосе де

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, — 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—72). Около 1773 Гойя Франсиско Хосе де обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776—80 и 1786—91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Раненый каменщик», 1786; «Игра в жмурки», 1791; все — в Прадо, Мадрид). Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. Б. Тьеполо ), Гойя Франсиско Хосе де противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». С начала 1780-х гг. Гойя Франсиско Хосе де получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782—83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо; портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В эти годы Гойя Франсиско Хосе де постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Гойя Франсиско Хосе де был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Характер искусства Гойя Франсиско Хосе де резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя Франсиско Хосе де сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. И хотя Гойя Франсиско Хосе де ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Гойя Франсиско Хосе де графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Гойя Франсиско Хосе де М. Ховельяносом-и-Рамиресом М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя Франсиско Хосе де к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 — зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

<a target=<a target=Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де." alt="Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800. Прадо. Мадрид." Гойя Франсиско Хосе де." alt="Ф. Гойя. «Продавец посуды». 1778. Прадо. Мадрид."

Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800. Прадо. Мадрид.

Ф. Гойя. «Со здравым смыслом или без него?». Офорт из серии «Бедствия войны». 1810—20. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Со здравым смыслом или без него?». Офорт из серии «Бедствия войны». 1810—20.

Ф. Гойя. «Маха обнажённая». Около 1802. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Маха обнажённая». Около 1802. Прадо. Мадрид.

Ф. Гойя. Автопортрет. 1815. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. Автопортрет. 1815. Прадо. Мадрид.

Ф. Гойя. Портрет Тибурсио Переса. 1820. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. Портрет Тибурсио Переса. 1820. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Ф. Гойя. «Кузнецы». 1819. Собрание Х. Фрика. Вашингтон. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Кузнецы». 1819. Собрание Х. Фрика. Вашингтон.

Ф. Гойя. «Продавец посуды». 1778. Прадо. Мадрид.

  В 1790-х — начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя Франсиско Хосе де В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт; Ф. Байеу, 1796. Прадо; Ф. Савасы Гарспа, ок. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты — доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. 1806, Национальная галерея, Лондон). Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе — около 1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Гойя Франсиско Хосе де явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797—98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» — творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойя Франсиско Хосе де острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Гойя Франсиско Хосе де первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Гойя Франсиско Хосе де более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810—20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808—14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя Франсиско Хосе де, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820—23, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Но и в самых мрачных видениях Гойя Франсиско Хосе де давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, — самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых "Кузнецах" (1819, собр. Х. Фрика, Нью-Йорк). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Человечность и мудрость Гойя Франсиско Хосе де находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Ф. Гойя. «Сатурн». 1820—23. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Сатурн». 1820—23. Прадо. Мадрид.

Ф. Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Около 1814. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Около 1814. Прадо. Мадрид.

Ф. Гойя. «Махи на балконе». Около 1816. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Гойя Франсиско Хосе де.

Ф. Гойя. «Махи на балконе». Около 1816. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

  Последние четыре года жизни Гойя Франсиско Хосе де провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827—28, Прадо). К этому времени влияние Гойя Франсиско Хосе де на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

 

  Лит.: Левина И. М., Гойя, Л. — М., 1958; Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970; Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923; Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948, 2 ed., N. Y., 1968; Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951; Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961; Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1—2, Oxf., [1964]: W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. — N. Y., 1969; Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». [Katalog, Haag, 1970 (библ.).

  В. Н. Прокофьев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Эндоскопы, медицинские инструменты, предназначенные для осмотра полых органов (пищевод, желудок, бронхи и т.
Амакриновые клетки (от греч. а — отрицательная частица, makros — длинный, is, род.
Басуто (народ в Африке) Басуто, суто, народ, живущий в королевстве Лесото, прилегающих районах Южно-Африканской Республики и частично в Республике Ботсвана.
Буэнос-Айрес (столица Аргентины) Буэнос-Айрес (Buenos Aires), столица Аргентины, главный экономический, политический и культурный центр страны.
Вуте, буте, бабуте (самоназвание — вутере), народ, живущий в верховьях р.
Готьо Робер Готьо (Gauthiot) Робер (1876—1916), французский языковед.
Доля (муз.) Доля (музыкальная), единица ритма и метра. Объединение равных длительностей в группы лежит в основе двухдольных, трёхдольных и т.
«Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», см.
Кастрация растений, удаление ещё не созревших пыльников из обоеполого цветка в целях предотвращения возможного самоопыления.
Корневое давление, давление, возникающее в проводящих сосудах корней растений.