Джотто ди Бондоне

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЖА
ДЖВ
ДЖЕ
ДЖИ
ДЖО
ДЖУ
ДЖХ
ДЖЭ
ДЖЯ

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, — 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280—90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений.

Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06. Джотто ди Бондоне.

Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06.

  С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Джотто ди Бондоне вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Джотто ди Бондоне относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Джотто ди Бондоне определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Джотто ди Бондоне). В начале 1300-х гг. Джотто ди Бондоне посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304—06 Джотто ди Бондоне создаёт своё главное произведение — росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Джотто ди Бондоне отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Джотто ди Бондоне выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300—02; фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти»; 1310—20, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Джотто ди Бондоне достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Джотто ди Бондоне относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320—25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.

  Джотто ди Бондоне приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337—43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Джотто ди Бондоне оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14—15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).

 

  Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110—22; [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958; Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci М., Giotto, Firenze, [1966]; Vigorelli G., Baccheschi E., L'opera completa di Giotto, Mil., 1966.

  И. Е. Данилова.

Так же Вы можете узнать о...


Урна погребальная, керамический, каменный, реже металлический сосуд для хранения праха умершего, подвергнутого сожжению (кремации).
Атман (санскр. — душа, дух), термин индийской философии, в частности системы веданта, обозначающий мировой дух.
Дециметровые волны, радиоволны с длиной волны от 10 см до 1 м.
Лавров Святослав Сергеевич (р. 12.3.1923, Ленинград), советский учёный в области механики и прикладной математики, член-корреспондент АН СССР (1966).
Перикарпий (от пери... и греч. karpos — плод), стенка плода растений, окружающая семена; то же, что околоплодник.
Сян-Белгин Хасыр Бикинович [р. 12(25).9,1909, урочище Булмукта, ныне Юстинского района Калмыцкой АССР], калмыцкий советский писатель, народный поэт Калмыцкой АССР (1966).
Ялунцзян, река в Китае, левый приток р. Янцзы.
Гемопротеиды, сложные белки, содержащие окрашенную простетическую группу — гем.
Клюитенс Андре Клюитенс (Cluytens) Андре (26.3.1905, Антверпен, — 3.
Новая Британия (англ. New Britain, название, данное в 1700 английским путешественником У.
Сикелианос Ангелос Сикелианос (Sikelianos) Ангелос (28.3.1884, о.
Четвёртый съезд Советов СССР, состоялся в Москве 18 — 26 апреля 1927.
Ван Лерберг Шарль Ван Лерберг (van Lerberghe) Шарль (21.10.1861, Ледеберг, близ Гента, — 26.
Иностранцы, лица, находящиеся на территории данного государства, но состоящие в гражданстве другого государства (т.
Метастатический термометр, термометр Бекмана, ртутный термометр с вложенной шкалой (рис.
Ребане Карл Карлович (р. 11.4.1926, Пярну), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1976), академик АН Эстонской ССР (1976), академик-секретарь Отделения физико-технических и математических наук (1964—68), вице-президент (1968—73) и президент (с 1973) АН Эстонской ССР.
Фёдор Иванович [31.5.1557, Москва, – 7(17).1.
Банджармасин (Bandjarmasin), Банджермасин, город и порт в Индонезии.