Дионисий (русский живописец)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДИА
ДИБ
ДИВ
ДИГ
ДИД
ДИЕ
ДИЖ
ДИЗ
ДИИ
ДИК
ДИЛ
ДИМ
ДИН
ДИО
ДИП
ДИР
ДИС
ДИТ
ДИУ
ДИФ
ДИХ
ДИЦ
ДИЧ
ДИЭ
ДИЯ

Дионисий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Дионисий (русский живописец), исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Дионисий (русский живописец) и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Дионисий (русский живописец) по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисий (русский живописец), с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Дионисий (русский живописец) приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Дионисий (русский живописец) с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Дионисий (русский живописец) способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.

Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва. Дионисий (русский живописец).

Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.

 

Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03. Дионисий (русский живописец).

Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03.

  Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482—531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.

  Н. К. Голейзовский.

Так же Вы можете узнать о...


Масляная живопись, вид живописи художественными масляными красками, иногда с применением лаков.
Пийо Жан Жак Пийо (Pillot) Жан Жак (9.8.1808, Во-ла-Валет,— 13.
Совет врачебных коллегий (СВК), первый высший орган управления здравоохранением в РСФСР.
Хвесин Тихон Серафимович [9(21).9.1894 — 8.2.
Аркбутан (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам — контрфорсам, расположенным за пределами основного объёма здания.
Генералич Иван Генералич (Generalić) Иван (р.
Итальянская саранча, итальянский прус, оазисный прус (Calliptamus italicus), насекомое семейства настоящих саранчовых, опасный вредитель с.
Луховка, посёлок городского типа в Мордовской АССР, в 2 км от города Саранск.
Пандури, грузинский струнный щипковый музыкальный инструмент.
Сепия (род моллюсков) Сепия, род головоногих моллюсков; см. Каракатица.
Философское общество СССР (ФО СССР), добровольная научно-общественная организация, объединяющая научные коллективы и отдельных учёных, работающих в области философии.
Аллополиплоидия (от греч. állos — другой и polýploos — многократный),
Врачанский округ (Врачански окръг), административно-территориальная единица на северо-западе Болгарии.
Иванов Лев Иванович
Лекция (от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.