Дубровницкая республика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДУА
ДУБ
ДУВ
ДУГ
ДУД
ДУЖ
ДУЗ
ДУИ
ДУЙ
ДУК
ДУЛ
ДУМ
ДУН
ДУО
ДУП
ДУР
ДУС
ДУТ
ДУУ
ДУХ
ДУЧ
ДУШ
ДУЭ

Дубровницкая республика (Dubrovačka republika), городская республика на Адриатическом побережье, игравшая важную роль в средние века. Включала г. Дубровник, часть побережья северо-западнее Дубровника, ряд островов: Млет, Ластово и др. (см. карту Дубровницкая республика в 12—16 вв.). Центр Дубровницкая республика — г. Дубровник. До 1205 Дубровницкая республика находилась в вассальной зависимости от Византии, в 1205—1358 под властью Венеции. В Дубровницкая республика были развиты искусства и ремёсла (кораблестроение, обработка дерева, камня, кожи, сукна, ювелирное дело и др.), существовали цехи (братства). Дубровницкая республика вела торговлю с Италией, Южной Францией, Испанией, Боснией, Сербией, Болгарией и рядом др. стран, а также с Западной Азией, с Северной Африкой. Со 2-й половины 13 в. Дубровницкая республика — аристократическая республика, во главе которой стояли представители немногочисленных патрицианских родов. Патриции (в латинских источниках — нобили, в славянских — властели) составляли Великое вече, которому принадлежала вся законодательная власть, их представители входили в Малое вече и Сенат, обладавшие всей полнотой исполнительной власти. Из их среды избирался князь (с 1358 ректор), номинально возглавлявший всё городское управление. Наряду с патрициями заметное место в экономической жизни Дубровницкая республика занимали горожане (хорв. — граћане) — крупные купцы, владельцы мануфактур, высшая прослойка моряков (капитаны, кормчие). Однако они были лишены какого-либо участия в управлении. Основное население составляли пучане (народ) — мелкие купцы, ремесленники, моряки. 15—16 вв. — время наивысшего экономического расцвета Дубровницкая республика, находившейся в 1358—1526 в вассальной зависимости от Венгрии. В 15—17 вв. Дубровницкая республика была важнейшим культурным и научным центром на Балканах («славянские Афины»). Со 2-й половины 17 в. экономическое и культурное значение Дубровницкая республика, находившейся в 1526—1806 в вассальной зависимости от Турции, падает; в 1667 Дубровник был сильно разрушен землетрясением. В 1806 Дубровницкая республика оккупирована Францией, упразднившей в 1808 республику и включившей её территории в состав Иллирийских провинций.

Дубровницкая республика в 12—16 вв. Дубровницкая республика.

Дубровницкая республика в 12—16 вв.

  Возникновение дубровницкой литературы на латинском и итальянском языках относится к периоду Возрождения, связанного с деятельностью на Далматинском побережье итальянских гуманистов 14 в. Во 2-й половине 15 в. появились поэты, писавшие на хорватском языке. Житель г. Сплит М. Марулич (1450—1524) стал писать на языке народа. Дубровчане Ш. Менчетич (1457—1527) и Дж. Држич (1461—1501) хорошо знали народную славянскую песню, слагали песни, близкие фольклору. В 16 в. известностью пользовались А. Чубранович (гг. рождения и смерти неизвестны) — вероятный создатель первой дубровницкой карнавальной поэмы «Цыганка» (1599), Х. Луцич (около 1485—1553) — автор лирических стихов и драмы «Рабыня», Никола (Мавро) Ветранович-Чавчич (1482—1576) — поэт, драматург и философ, живо отзывавшийся на события современности. К середине 16 в. в Дубровнике литературным языком вместо латыни становится хорватский язык. П. Гекторович (1487—1572) — автор поэмы-идилии «Рыбная ловля и рыбацкие присказки» (1556, изд. 1569), в которой изображены труд рыбаков и их обычаи. Наряду с высокоразвитой сатирой появляется драма, получившая высшее развитие у М. Држича (1508—1567), автора ренессансных пьес «Дядюшка Марое», «Тирена» и др. К началу 17 в. дубровницкая литература характеризуется богатством жанров, темами борьбы югославянских народов против иноземного владычества. В эпической поэме «Осман» крупнейшего дубровницкого поэта И. Гундулича (1589—1638) ставится проблема славянского единства в борьбе против турок. Сюжеты из дубровницкой истории разрабатывает в драмах Дж. Палмотич (1607—57). В 18 в. в связи с упадком Дубровницкая республика намечается упадок литературы. Наиболее крупные поэты этого времени — И. Джурджевич (1675—1737) и А. Качич-Миошич (1704—60). К началу 19 в. дубровницкая литература влилась в хорватскую литературу.

  В 15—16 вв. переживают расцвет архитектура и изобразительное искусство Дубровницкая республика Сооружаются городские укрепления, общественные и жилые здания Дубровника, представляющие собой целостный и гармоничный архитектурный ансамбль. Мотивы венецианской готики и ренессанса получают в архитектуре Дубровницкая республика переработку в духе местных строительных традиций. Постройки Дубровника отличают уравновешенность и некоторая тяжеловесность пропорций, острота и сочность декоративных деталей (ажурных завершений окон, резных капителей и порталов, аркадных галерей), контрастирующих с целостной гладью стен, сложенных из тщательно обработанных квадров камня. В 15—16 вв. выделяются крупные местные архитекторы, работавшие и в др. городах Далмации (Юрай Далматинец, П. Миличевич, П. Андриич).

  С середины 15 в. в Дубровницкая республика получает широкое развитие станковая живопись, постепенно освобождающаяся от средневековых канонов (иконы М. Юнчича, Л. Добричевича). Своей вершины она достигает в начале 16 в. в работах живописцев Н. Божидаровича и М. Хамзича, в значительной мере овладевающих приёмами живописи итальянского Возрождения и придающих религиозным образам жизненную наглядность, мягкую лирическую одухотворённость. В 17—18 вв., в связи с началом эмиграции местных мастеров и притоком художественных сил из Италии, искусство Дубровницкая республика постепенно утрачивает самобытные черты.

  С середины 14 в. в общественной жизни Дубровницкая республика начинают занимать видное место театральные зрелища. В 15 в. появляются обработки латинских и итальянских театральных игр, мистерий и мираклей, выполненные местными авторами. С 16 в. ведёт начало светская драма на хорватском языке, получившая название дубровницкой драматургии. Её главный представитель М. Држич. Позже особой популярностью пользовалась пьеса И. Гундулича «Дубровка» (1628), рассказывающая о борьбе Дубровника за независимость. Театральные представления устраивались на главной площади перед княжеским дворцом (под открытым небом) или в зале Великого веча; с 1682 представления происходили в здании Арсенала. Деятельность дубровницкого театра оказала влияние на формирование югославской театральной культуры, развитие традиций реалистической драматургии.

  15—16 вв. были временем расцвета науки Дубровницкая республика Дубровницкие учёные — математик Геталдич, врач Галеоти, историк Бандури и др. — славились и за пределами республики. Некоторые из них (Галеоти, философ Георгий Дубровницкий) преподавали в университетах Италии. В 18 в. большую известность приобрёл выходец из Дубровницкая республика математик, астроном и физик Р. Бошкович.

 

  Лит.: Поэты Далмации эпохи Возрождения XV—XVI веков, М., 1959; Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVI веков, М., 1963; Мананчикова Н. П., Об изучении истории Дубровника, «Вопросы истории славян», вып. 1, Воронеж, 1966; Игнатов С. С., Зарождение славянского театра на Балканах, в кн.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Павловић Д., Дубровачка поэзиja, Београд, 1950; Kombol М., Povijest hrvatske književnosti, 2 izd., Zagreb, 1961; Bogišić R., O hrvatskim starim pjesnicima, Zagreb, 1968; Marković Zd., Pjesnikinje starog Dubrovnika. Od sredine XVI do svršetka XVIII st., Zagreb, 1970; Макушев В. В., Исследования об исторических памятниках и бытописаниях Дубровника, СПБ, 1867; Jireček K. I., Die Bedeutung von Ragusa in der Handelsgeschichte des Mittelalters, W., 1899; Сакъзов И., Стопанските връзки между Дубровникъ и българските земи презь 16 и 17 столътия, София, 1930; Tadič J., Španija i Dubrovnik и XVI v., Beograd, 1932; Божић И., Дубровник и Турска у XIV—XV веку, Београд, 1952; Roler D., Dubrovački zanati u XV i XVI stoljeću, Zagreb, 1951; Крекић Б., Дубровник и Левант (1280—1460), Београд, 1956; Манкен И., Дубровачки патрициjaт у XIV веку, Београд, 1960; Fisković С., Naši graditelji i kipari XV и XVI stoljeća u Dubrovniku, Zagreb, 1947; ђурић В., Дубровачка сликарска школа, Београд, 1963; Dubrovnik. [Album], Text by Cvito Fisković, Beograd, 1966.

  Г. В. Раевский (исторический очерк; подготовлен на основе статьи Г. В. Раевского «Дубровник» из Советской исторической энциклопедии), В. К. Зайцев (литература), Н. М. Ваганова (театр), Л. С. Алешина (архитектура и изобразительное искусство).

Так же Вы можете узнать о...


Батавская республика (1795—1806). Образована в результате вступления в январе 1795 на территорию Нидерландов французских республиканских войск и восстания (январь — март 1795) местного населения.
Гриссом Вирджил Гриссом (Grissom) Вирджил (3.4.1926, Митчелл, штата Индиана, — 27.
Кимонко Джанси Батович (декабрь 1905, село Гвасюги, ныне Хабаровский край, — 17.
Мильтинис Юозас Йонович [р. 3(16).9.1907, деревня Дабикине, ныне Акмянского района Литовской ССР], советский режиссёр и актёр, народный артист СССР (1973).
«Потешные», военные отряды, созданные в нач.
Сула (река, приток Днепра) Сула, река в Сумской и Полтавской областях УССР, устье на границе с Черкасской областью, левый приток Днепра.
Шавгулидзе Георгий Владимирович [6(19).11.1910, Кутаиси, — 13.
Биологические институты научно-исследовательские, учреждения, ведущие исследования в области биологии.
Декретный отпуск, см. Отпуск по беременности и родам.
Колчак Александр Васильевич [4(16).11.1874, Петербург, — 7.
Московский институт народного хозяйства им. Г.
Псевдоконическая проекция, одна из картографических проекций.
Теизм (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как «триединство» трёх таких личностей).