Дюамель ЖоржБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дюамель (Duhamel) Жорж (30.6.1884, Париж, — 13.4.1966, Вальмондуа), французский писатель, член Французской академии (1935). Вырос в мелкобуржуазной семье. Врач по образованию. Один из основателей творческого объединения «Аббатство» (1906). Поэт (книги стихов «Легенды, битвы», 1907, «Спутники», 1912), драматург (пьесы «Свет», 1911, «Битва», 1913) и критик (этюды «Поль Клодель», 1913, «Поэты и поэзия», 1914), Дюамель Жорж дебютировал как представитель унанимизма. В реалистических рассказах («Жизнь мучеников», 1917, рус. пер. 1924; «Цивилизация», 1918, Гонкуровская премия, рус. пер. 1924) и балладах (книга стихов «Элегии», 1920) Дюамель Жорж пацифистски осуждал 1-ю мировую войну 1914—18 (фарс «Лапуант и Ропито», 1919). Отвергал революционное переустройство общества (эссе «Беседы в суматохе», 1919), защищал «независимость духа» от политики. Творчество Дюамель Жорж двойственно: резкая критика ницшеанствующих «спасителей» человечества (комедия «Сообщество атлетов», 1920), колониальной войны в Марокко (заявление Дюамель Жорж в журнале «Кларте» — «Clarté», 15.7.1925, № 76), интерес к созиданию нового мира (очерки «Путешествие в Москву», 1927), осуждение американской «торгашеской диктатуры» (очерки «Сцены будущего», 1930) совмещались у него с боязнью революционной активности масс. В цикле романов «Жизнь и приключения Салавена» (т. 1—5, 1920—32) рассказано о трагическом стремлении «маленького человека» обрести себя в духовном самопознании и общественном действии. Угрозе стандартизации жизни (эссе «Гуманист и автомат», 1933), духовному кризису Запада (эссе «Защита литературы», 1937) Дюамель Жорж противопоставляет лишь созерцание чуда самой жизни («Сказки моего сада», 1936). Дюамель Жорж видел опасность фашизма («Дневник белой войны», 1939), его книги заметок («Французские позиции», 1940) и впечатлений военной поры («Место убежища», 1940) сожжены нацистскими оккупантами, которых он проклял в очерке «На руинах морали: Орадур-сюр-Глан» (1944). Духовная несвобода, власть денег, кризис буржуазного общества воссозданы Дюамель Жорж в реалистической серии романов «Хроника семьи Паскье» (т. 1—10, 1933—44). В романе «Путешествие Патриса Перио» (1950) Дюамель Жорж отдал дань реакционной демагогии периода «холодной войны». Автор атомной утопии «Пассажиры “Надежды”» (1953) и детектива «Комплекс Теофиля» (1958). Примечательны его мемуары «Моя жизнь при свете дня» (т. 1—5, 1945—53).
Соч.: Nouvelles du Sombre empire, P., 1960; в рус. пер. — Теория свободного стиха, М., 1920 (совм. с Ш. Вильдраком); Полуночная исповедь, М.—П., 1923; Двое, Л., 1925; Дневник Салавена, М.—Л., 1927; Баллада о солдатской смерти, в кн.: Современная революционная поэзия Запада, предисл. А. В. Луначарского, М., 1930.
Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Maurois A., Georges Dubamel, «A la page», 1966, № 28; Georges Duhamel. 1884—1966, [P.], 1967 (имеется библ.). В. П. Балашов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|