Заикание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗАА
ЗАБ
ЗАВ
ЗАГ
ЗАД
ЗАЕ
ЗАЁ
ЗАЖ
ЗАЗ
ЗАИ
ЗАЙ
ЗАК
ЗАЛ
ЗАМ
ЗАН
ЗАО
ЗАП
ЗАР
ЗАС
ЗАТ
ЗАУ
ЗАФ
ЗАХ
ЗАЦ
ЗАЧ
ЗАШ
ЗАЩ
ЗАЯ

Заикание, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. В редких случаях Заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Как правило, Заикание возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы Заикание по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова (м — м — мячик, па-па — па — паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжёлую — тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м-ячик, авт-обус). Встречается и смешанная форма Заикание Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.

  Одной из причин функционального Заикание являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию. Часто Заикание возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей. Возникновению Заикание способствуют физические наказания, испуг. Заикание может появиться и в результате подражания.

  В школе Заикание обычно усиливается: дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые требования. Наивысшего развития Заикание достигает обычно в юношеском возрасте и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребёнка начала Заикание При повторении им отдельных звуков или внезапных остановках речи в начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и логопеду, т.к. Заикание само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает со временем тяжёлую, стойкую форму. Не следует фиксировать внимание ребёнка на Заикание, заставлять повторять трудные для него слова, т.к. это вызывает у него страх перед собственной речью, закрепляет Заикание Полезен полный речевой покой (режим молчания) для выработки торможения патологических связей (в течение месяца ребёнок шёпотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров, просмотр телевизионных передач. Для устранения Заикание наряду с логопедическими занятиями проводят медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение. Большое значение придаётся регулирующему влиянию среды, поэтому ведётся необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению Заикание всегда проводятся в группах, т.к. необходима постоянная речевая практика в условиях коллектива. Содержание и формы логопедических занятий изменяются в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной, свободной от Заикание речи (от самых лёгких, доступных форм речи до сложных, обобщённых, развёрнутых сообщений). Для более полного устранения Заикание необходимы спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны окружающих.

  В СССР работа по устранению Заикание проводится в специальных учреждениях: для детей дошкольного возраста — в специальных детских садах и специальных группах при массовых детских садах, а также в полустационарах; для школьников — на логопедических пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологических диспансерах; для подростков и взрослых — в психоневрологических диспансерах амбулаторно или в специальных отделениях больниц стационарно. Преодоление Заикание достигается лишь длительной систематической работой. Заикание считается полностью устранённым, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними.

 

  Лит.: Левина Р. Е., К проблеме заикания у детей, «Дефектология», 1969, № 3; Чевелева Н. А., Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965.

  Н. А. Чевелёва.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Прошляков Алексей Иванович [5(18).2.1901, село Голенищево, ныне Сапожковского района Рязанской области, — 12.
Удинский язык, один из бесписьменных дагестанских языков, относящихся к лезгинской группе.
Аржантёй (Argenteuil), город во Франции, в департаменте Сена и Уаза, на р.
Дауд Мухаммед (р. 18.7.1908, Кабул), государственный деятель Афганистана.
Крым, ский полуостров. полуостров на Ю. Европейской части СССР.
Пенницы (Cercopidae, или Aphrophoridae), семейство насекомых из отряда равнокрылых.
Танеев Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир, — 6(19).
Адлерские серебристые куры, породная группа кур мясо-яичного направления, разводимая в Краснодарском крае РСФСР.
Горный лён, см. Асбест.
Красная литовская порода крупного рогатого скота, порода молочного направления продуктивности.
Папаиоанну Эзекиас Папаиоанну (Papaïoannu) Эзекиас (родился 8.
Суррогат (от лат. surrogatus — поставленный взамен), 1) продукт (или предмет), лишь отчасти заменяющий какой-либо др.