Танеев Сергей Иванович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

С. И. Танеев. Танеев Сергей Иванович.

С. И. Танеев.

Танеев Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир, — 6(19).6.1915, Дюдьково, ныне Звенигородского района Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Танеев Сергей Иванович оказали занятия в классах Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885—89 директор. Среди его учеников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культурыЗ. П. Палиашвили,              Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. И. Танеев. Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Танеев Сергей Иванович в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 — «Музыкально-теоретическая библиотека»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Танеев Сергей Иванович, посвященные проблемам полифонии.

  Композиторское наследие Танеев Сергей Иванович разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н. Г. Рубинштейна) — одно из проникновенных и лирических созданий Танеев Сергей Иванович, и «По прочтении псалма» (слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского, К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Танеев Сергей Иванович занимают камерные ансамбли — струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911).

  В творчестве Танеев Сергей Иванович органически сочетаются традиции классики — западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Танеев Сергей Иванович, не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Творческие принципы Танеев Сергей Иванович плодотворно развиваются советскими композиторами.

 

  Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.

 

  Лит.: Памяти С. И. Танеева, 1856—1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.— Л., 1947; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М.— Л., 1951; П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974.

  Л. З. Корабельникова.

Так же Вы можете узнать о...


Возрождение (пос. гор. типа в Саратовской обл.) Возрождение, посёлок городского типа на С. Саратовской области РСФСР, на правобережье Волги.
Депривация (от позднелат. deprivatio — потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств.
Итало-эфиопские войны, колониальные захватнические войны Италии против Эфиопии.
Краткосрочный кредит, см. Кредит краткосрочный.
Международное бюро мер и весов, см. Международные метрологические организации.
Окислительно-восстановительный потенциал, равновесный электродный потенциал, характеризующий данную электролитическую среду.
Пришвин Михаил Михайлович [23.1(4.2).1873, имение Хрущёво, ныне Елецкий район Липецкой области, — 16.
Сигулда (б. Зегевольд), город (с 1962) в Рижском районе Латвийской ССР.
Токаревка (пос. гор. типа в Тамбовской обл.) Токаревка, посёлок городского типа, центр Токаревского района Тамбовской области РСФСР.
Хулагуиды, Хулагиды, монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине 13 — середине 14 вв.
Аванесов Варлаам Александрович (1884 — 16.3.
Бещев Борис Павлович [р. 17(30).7.1903, село Великое Гаврило-Ямского района Ярославской области], советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1959).
Гайо, индонезийский народ, близкий батакам. Г.
Долгота перигелия, один из элементов орбиты небесного тела (планеты, кометы и др.
Каравелов Петко Стойчев (1843 или 1845, Копривштица, — 24.