Камбоджа X. Литература и искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

X. Литература и искусство

  Первые известные памятники Камбоджской литературы доангкорского периода (2—9 вв.) представлены санскритскими надписями на стенах в храмах Вокань (территория современного Вьетнама, 3 в.) и Тонле-Бати (6 в.). К началу 7 в. восходят надписи на древне-кхмерском языке. Ангкорский период (802—1433) характеризуется общим расцветом кхмерской культуры, развивавшейся под влиянием идеологии брахманизма и буддизма махаяны: на санскрите писали Яшоварман II, Кавишвара, Ёкиндра, Субхадра; на кхмерском языке — Каосатхипадэй Кау, Дуонг, Тьей Нон, Нэакпанг, Сампхеар, Пхокдэй и др. Некоторое распространение в литературе получает также язык пали. Особое место занимает лирическая поэма «Индрадеви» и эпос «Реамкер» по мотивам индийской «Рамаяны», написанные на кхмерском языке. Наиболее значительным явлением в литературе так называемого среднего периода (1434—1862) была народная поэма-сказание «Тум и Теау» (15 в.) о трагической любви юноши и девушки. Писатели Соттан Прэйтьеа Эн, Саом Лоть, Ну Кан и др. продолжали создавать традиционные произведения и при французском колониальном режиме (1863—1953). Одно из лучших произведений этого времени —поэма «Сратоп Тьек» Бамраэ Утей Нгынга, написанная на материале древних сказаний. В 30—40-х гг. появляются первые романы, отличающиеся гуманистической направленностью: «Пайлинская роза» (1936) Ньок Тхаема, «Сопхат» (1938) Рым Кина и «Увядший цветок» (1947) Ну Хатя. В 1955, вскоре после обретения страной независимости, был образован Союз кхмерских литераторов. Писатели Камбоджи Тиу Оль, Хэль Сумпха, Суон Сорэн, Ноп Саван и др. в своих произведениях поднимают важные социальные и общественно-политические проблемы. Ведётся работа по сбору и публикации фольклора.

Керамическое блюдо с изображением сцены из поэмы «Реамкер». 20 в. Камбоджа.

Керамическое блюдо с изображением сцены из поэмы «Реамкер». 20 в.

  Ю. А. Горгониев.

  Древнейшие памятники искусства Камбоджа — орнаментированная керамика неолита, бронзовые изделия середины 1-го тыс. до н. э. В 6 в. в Ангкор-Борей и в 7 в. в Самбор-Прей-Кук были построены святилища (прасаты) — прямоугольные в плане кирпичные башни, расчленённые пилястрами и увенчанные пирамидой из ложных этажей; стены украшались резьбой по стуку, ложными порталами. Под индийским влиянием возникли мягко и обобщённо моделированные статуи 6 в. Более самобытны стройные, изящные, полные жизни и вместе с тем величавые статуи 7—8 вв. В 9 в. сложился тип ансамбля из прасатов и подсобных зданий, окруженных оградой (с павильонами-воротами «гопура»), а позднее также галереями и каналами (Прах-Ко в Ролуосе, 9 в.; Бантеай-Срей, 10 в.). Тогда же возник тип «храма-горы» — ступенчатой пирамиды, увенчанной 1 или 5 прасатами и окруженной галереями и каналами (Баконг в Ролуосе, 9 в.; Пранг в Кох-Кере, 10 в.). В 10 в. кирпич сменяется латеритом и песчаником, расцветает искусство резного декора, в котором в пышный растительный орнамент вплетаются фигуры божеств, небесных дев, животных и чудовищ. Строго фронтальные статуи 9—13 вв. отличаются монолитностью, мощью обобщённых объёмов, графичной стилизацией деталей. В 9—13 вв. сложился гигантский комплекс Ангкор, включавший множество богато украшенных храмов и дворцов; особенно значительны наиболее совершенный и грандиозный храм-гора Ангкор-Ват (около 1113—50) и построенная как единый и величественный архитектурный ансамбль (конца 12 — 13 вв.) столица Ангкор-Тхом с огромными ликами божеств на многочисленных башнях. Тянущиеся бесконечными рядами рельефы в галереях храмов Ангкора замечательны живостью и выразительностью батальных и бытовых сцен, богатством ритма, гибкостью контуров. С 14 в. каменное зодчество пришло в упадок, древние города были заброшены. Строились деревянные дворцы и буддийские храмы (королевский дворец и «Серебряная пагода» в Пномпене) с галереями, заострёнными по краям крышами, резьбой, лепкой, золотой росписью по лаку. Воздвигались каменные колоколовидные ступы. Каменная скульптура сменилась деревянной и бронзовой (статуи Будды; статуэтки танцовщиц, героев эпоса), а рельефы — росписями (клеевыми красками) на темы буддийских легенд. Со 2-й половины 19 в. в городах строятся здания в духе французской эклектической архитектуры. В росписях и картинах Окна Теп Нимит Тлака (начало 20 в.) декоративная стилизация сочетается с реалистической выразительностью лиц. С провозглашением независимости (1953) началось планомерное градостроительство (новые города — Кампонгсаом, 1957—1960, Бокор, 1962). В городах построены железобетонные здания как в местных традициях — с галереями, башнями, крутыми скатами крыш (архитектор Ванмоливан), так и в современном стиле, с лоджиями и солнцезащитными устройствами. Массовая застройка в деревнях и городах — свайные каркасные дома, часто с верандой. Традиционные народные ремёсла — ручное шёлкоткачество, батик, резьба по дереву и слоновой кости, гравировка по металлу, роспись керамики, вышивка, вырезание из кожи (ажурные панно, фигуры теневого театра). Развиваются живопись и графика (Нгок Дим, Сам Юн).

«Три апсары». Рельеф в храме Ангкор-Ват в Ангкоре. Около 1113—50. Песчаник. Камбоджа.

«Три апсары». Рельеф в храме Ангкор-Ват в Ангкоре. Около 1113—50. Песчаник.

  Ю. Д. Лебедев.

  Истоки музыкальной культуры кхмеров, формирования их классической музыкальной системы, инструментария восходят к глубокой древности (оркестр, а также отдельные инструменты изображены на барельефах древних храмов Ангкора). Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджа, кхмерская классическая музыкальная система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому главное место в оркестре принадлежит ударным инструментам — барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, «поющим» аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) — лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику. Большой классический оркестр, отличающийся от народного оркестра лишь количеством инструментов, сопровождает представления Королевского балета (см. ниже). В 1966 в Пномпене основан институт изящных искусств, готовящий профессиональных актёров, музыкантов, танцоров. институт собирает инструментальный, песенный, танцевальный и литературный фольклор, который в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене выстроен концертный зал.

«Битва кхмеров с тьямами». Рельеф в храме Байон в Ангкор-Тхоме. Конец 12—13 вв. Песчаник. Камбоджа.

«Битва кхмеров с тьямами». Рельеф в храме Байон в Ангкор-Тхоме. Конец 12—13 вв. Песчаник.

  И. Б. Марунова.

  В древних храмах сохранились надписи, в которых упоминаются имена танцовщиц, певцов и музыкантов, а также настенные изображения шутов-скоморохов. Существует 3 основных вида театральных представлений: Королевский балет, Театр теней и Народный театральный Королевский балет использует традиции средневекового балета Камбоджа периода Ангкорской Камбоджа (назывался сиамским; актёрами были представители народности таи; танцы сопровождались хоровым пением, тексты баллад исполнялись на тайском языке; с начала 20 в. театральные представления ведутся на кхмерском языке). Сюжетами постановок служат древние легенды и сказки. Известно около 30 таких сюжетов. Основные роли исполняют женщины, в труппе двое мужчин-танцовщиков, играющих демонов, шутов и зверей (в масках; женщины выступают без масок, но в определённом гриме). Театр теней обычно даёт представления во время религиозных праздников. Сюжеты, так же как и силуэты кукол, строго канонизированы. Представление сопровождается рассказом актёра, находящегося за экраном. Большой популярностью пользуется Народный театр, где обычно выступают 2 актёра (без костюмов и декораций). Представление состоит из коротких сценок, родственных средневековому западно-европейскому фарсу (строятся на импровизации, много пения). В Пномпене, Сиемреапе и др. городах существуют постоянные труппы. В начале 60-х гг. в Пномпене была предпринята попытка создать современный театр (импровизационные представления по пьесам У. Шекспира, Ж. Расина и др.). В конце 1955 в Пномпене открыт Государственный драматический театр, который стремится создать современный национальный репертуар. В 1964 и 1969 Королевский балет Камбоджа был на гастролях в СССР

Деревянный трон (фрагмент). Королевский дворец. Пномпень. Камбоджа.

Деревянный трон (фрагмент). Королевский дворец. Пномпень.

 

  Лит.: Крыжицкий Г.. Экзотический театр, Л., 1927; Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л. — М., 1971, с. 196—241; Ким Сает, Правоат аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Ли-Тхеамтенг, Аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Liste des manuscrits khmers, «Bulletin de l'Ecole française d'Extrême-Orient», 1902, t. 2, № 4; Leclère A., Les livres sacrés du Cambodge, P., 1906; Coedès G., Inscriptions du Cambodge, v. 1-6, Hanoï-P., 1937-54; Coral-Remusat G. de, L'art Khmer, P., 1951; Maspero H., Les langues Mon-Khmere, в кн.: Les langues du monde, nouv. éd., P., 1952; Thiounn S. Ch., Danses cambodgiennes, 2 éd., [Phnom-Penh, 1956].

Камбоджа
I. Общие сведения
II. Природа
III. Население
IV. Исторический очерк
V. Национальный единый фронт Камбоджи и другие политические организации
VI. Экономико-географический очерк
VII. Медико-географическая характеристика
IX. Печать, радиовещание, телевидение
X. Литература и искусство
Так же Вы можете узнать о...


Богдо-Ула (заповедник в МНР) Богдо-Ула, заповедник в МНР, к юго-западу от Улан-Батора.
Брёмсебруский мир, завершил успешную для Швеции датско-шведскую войну 1643—45, заключён 13 июля 1645 [переговоры велись в Брёмсебру (Brömsebro) — шведском мелком населенном пункте, расположенном близ границы с Данией, к Ю.
Бюшгенс Георгий Сергеевич [р. 3(16).9.1916, Москва], советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1966).
Вельбот (от англ. whale-boat — китобойная шлюпка), быстроходная 4—8-вёсельная мореходная шлюпка с острыми образованьями носа и кормы.
Винтовой спуск, транспортное устройство для спуска насыпных и штучных грузов под действием силы тяжести.
Вольф Хуго Вольф (Wolf) Хуго [13.3.1860, Виндишгрец (Словеньградец, Югославия), — 22.
Гагарин Павел Павлович [4 (15).3.1789, Москва, — 21.
Гелиос, Гелий, в древнегреческой мифологии бог Солнца.
Гиляровский Владимир Алексеевич [26.11(8.12).
Горецкий Максим Иванович [6(18).2.1893—20.3.
Грузовое устройство судна, совокупность приспособлений и механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов.
Двукрылые (Diptera), отряд насекомых с полным метаморфозом.
Джемс Престон Джемс, Джеймс (James) Престон (р. 14.2.1899, Бруклин), американский географ.