Кондорсе Мари Жан Антуан НиколаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ж. А. Кондорсе. Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон, — 29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Исследования Кондорсе Мари Жан Антуан Никола в области математики принесли ему известность, и он был избран членном французской Академии наук (1769). С 1782 член Французской академии. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук (фактически выполняя его обязанности с 1773). Был в дружеских отношениях с Д'Аламбером, Вольтером и особенно с А. Р. Тюрго, сотрудничал в «Энциклопедии». В 1791 избран в Законодательное собрание. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола принадлежит представленный Законодательному собранию проект организации народного образования, в котором были выдвинуты принципы всеобщности образования, бесплатности обучения, светской школы. В Конвенте примыкал к жирондистам. Правительство Робеспьера обвинило Кондорсе Мари Жан Антуан Никола в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола некоторое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола — сторонник деизма и сенсуализма. В его литературном наследии особое место занимает «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794, русское переиздание 1936), в котором Кондорсе Мари Жан Антуан Никола делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Г. Рейналя, Кондорсе Мари Жан Антуан Никола не сводил исторический процесс к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделял большое внимание культуре и нравам народа. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола — один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Поступательное движение истории Кондорсе Мари Жан Антуан Никола объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Исторические эпохи он обусловливал этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. В экономических вопросах разделял взгляды физиократов. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола — сторонник теории естественного права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе Мари Жан Антуан Никола как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, Кондорсе Мари Жан Антуан Никола мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка. Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе Мари Жан Антуан Никола отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т. п. Кондорсе Мари Жан Антуан Никола гневно осуждал колониальный разбой, «... который развращает и опустошает Африку...» («Эскиз...», М., 1936, с. 224), рассматривал войну «... как величайшее преступление» (см. там же, с. 248). Идеи Кондорсе Мари Жан Антуан Никола сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.
Соч.: CEuvres, t. 1—12, P., 1847—49; Correspondance inédite..., P., 1883.
Лит.: Маркс Кондорсе Мари Жан Антуан Никола и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530—31; Cahen L., Condorcet et la Révolution française, P., 1904; Cento A., Condorcet е l'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962]. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|