Ломбардская школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛОА
ЛОБ
ЛОВ
ЛОГ
ЛОД
ЛОЕ
ЛОЖ
ЛОЗ
ЛОЙ
ЛОК
ЛОЛ
ЛОМ
ЛОН
ЛОО
ЛОП
ЛОР
ЛОС
ЛОТ
ЛОУ
ЛОФ
ЛОХ
ЛОЦ
ЛОШ
ЛОЩ
ЛОЯ

Ломбардская школа, художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8—10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало возникновению самостоятельной школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Ломбардская школа характерны также строгое ритмическое членение интерьера, подчёркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонический декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (так называемых карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство — 11—12 вв.; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 век, см. илл.). Пышно расцветает искусство резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного стиля, к 12 веку сменяется более объёмными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорические, светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и других). Образы готической архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статичную интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Ломбардская школа (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архитектурные композиции, особенно в раннем («миланском») периоде творчества Браманте.

Капитель с изображением грифона (фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия. Ломбардская школа.

Капитель с изображением грифона (фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.

  Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (так называемой интернациональной) готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных «гербариях» и «лечебниках» и анималистические рисунки Джованнино де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й половине 15 века в живописи Ломбардская школа усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества Мантеньи; в произведениях мастеров этого времени преобладают пластичная ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие искусства Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и другие). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и северными влияниями приводит во 2-й четверти 16 века к возникновению отдельной брешанской школы. На протяжении 16 века и в эпоху барокко внутреннее единство Ломбардская школа утрачивается.

Джованнино де Грасси. «Олень и пантера». Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо. Ломбардская школа.

Джованнино де Грасси. «Олень и пантера». Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо.

 

  Лит.: L’arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1—2, New Haven, 1917; Arslan E., Architetti e scultori del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, 1); Toesca P., La pittura e la miniatura nella Lombardia, Torino, 1966.

Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38). Ломбардская школа.

Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38).

  М. Н. Соколов.

Так же Вы можете узнать о...


Апатит (от греч. арate — обман, А. часто принимался за другие минералы), минерал из группы фосфорнокислых солей кальция, содержащий переменное количество фтора и хлора.
Белоконский Иван Петрович [25.5(6.6).1855, Чернигов, — 7.
Бэкон Роджер Бэкон (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, — около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель.
Восточно-Прусская операция 1945, крупная наступательная операция советских войск в завершающий период Великой Отечественной войны 1941—45 (13 января — 25 апреля).
Гномон (греч. gnomon), древнейший астрономический инструмент, состоящий из вертикального стержня на горизонтальной площадке.
Дечин (Děčín), город на северо-западе Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Северо-Чешской области, на р.
Загородников Николай Иванович (р. 22.3.1918, с.
Истпроф при ВЦСПС, Комиссия по изучению истории профессионального движения в России и СССР, создан по решению 5-й Всероссийской конференции профсоюзов (Москва, 2—6 ноября 1920).
Кинокадр, см. Кадр.
КПД, общепринятое сокращение слов коэффициент полезного действия.
Лессировка (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии.
Масперо Анри Масперо (Maspero) Анри (15.12.1883, Париж, — 17.
Московский краснохолмский камвольный комбинат, см.
Нупе (самоназвание — нупесизи), народ, живущий в Нигерии, главным образом в штатах Северо-Восточном и Квара.
Пароперегреватель, элемент котлоагрегата для перегрева пара, то есть для повышения его температуры сверх температуры насыщения.
Понселе Жан Виктор Понселе (Poncelet) Жан Виктор (1.7.1788, Мец, — 22.