Мексика XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Музыка занимала большое место в быту и художественной деятельности коренного населения Мексика, в частности древних ацтеков. В ряде городов существовали специальные школы, где обучали музыке. Песни были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались многие трудовые процессы. Некоторые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные «театрализованные действа». Музыкальный инструментарий включал разнообразные барабаны, погремушки, колокольчики, ксилофоны, морские раковины с просверлёнными отверстиями. Основой музыки ацтеков были пентатонные звукоряды. Некоторое мелодическое однообразие вокальной музыки возмещалось ритмическим богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмического многоголосия. На большей части территории современной Мексика бытует индейская музыка, испытавшая воздействие испанской и креольской музыкальной культуры. Истоки креольской музыки — в ладовой и метроритмической структуре, а также в традиционных формах испанской песенной поэзии, но она обладает и специфическим характером и колоритом, отличающими её от испанской музыки. Наиболее распространённые песенно-танцевальные формы креольского фольклора — сон, харабе, уапанго, хабанера; песенные — кансьон, корридо. Традиционный народный музыкальный инструмент — гитара (разновидности — гитаррон и харанита); популярны скрипка и арфа (старинной конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие танцы во время праздников, часто добавляются трубы. Инструментальный ансамбль «Марьячи Америка». С начала 16 в. развивается профессиональная музыка. В 1523 монах П. де Ганте основал в Тескоко первую в стране музыкальную школу, где индейцев обучали церковной музыке. В 1527 музыкальная школа открылась в Мехико. 16—17 вв. — период расцвета церковной музыки, служившей одним из средств обращения индейцев в христианство. К 18 в. церковная музыка пришла в упадок; светская же музыка до конца 18 в. была представлена преимущественно домашним музицированием. С начала 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы итальянских композиторов. В 1825 в Мехико композитор и дирижёр Мексика Элисага основал первую в стране музыкальную академию, в 1826 — симфонический оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная в Национальную консерваторию в 1877. С середины 19 в. выдвигаются национальные композиторы, работавшие преимущественно в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, Мексика Моралес. Их творчество отмечено сильным влиянием европейского, особенно итальянского оперного искусства. Европейской ориентации придерживались также композиторы конца 19 — 1-й половины 20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, Х. Каррильо, Х. Ролон. Мексика Пенсе первым среди мексиканских композиторов обратился к использованию национального музыкального фольклора. Основоположники национальной композиторской школы — С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я половина 20 в.). Значительный вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли композиторы Мексика Б. Хименес, П. Монкайо, музыковеды В. Г. Мендоса, О. Майер-Серра. Среди ведущих музыкальных деятелей (1973): композиторы Л. Санди, Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и Мексика Т. Кастрильон, гитарист А. Брибьеска, певица Х. Арая, исполнительница народных песен Э. Касановас. В Мехико работают Национальный симфонический оркестр, Симфонический оркестр университета, Национальная опера, Высшая музыкальная школа при университете. Симфонические оркестры имеются в ряде провинциальных городов. Большой популярностью пользуются многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие народную музыку. Выпускается журнал «Nuestra musica». Керамические изделия. Слева — ваза с полихромной росписью из Оахаки. Терракота. Культура сапотеков. Собрание К. Ставенхагена. Справа — керамический сосуд из Толимана (штат Герреро). Национальный музей народных искусств и ремёсел. Мехико.
Лит.: Пичугин П., Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор, «Советская музыка», 1961, № 5; его же, Песни мексиканской революции, там же, 1963, № 11; Campos R., El folklore у la música mexicana, Мéх., 1928; Mayer-Serra O., Panorama de la música mexicana, Мéх., 1941; Mendoza V. Т., Panorama de la música tradicional de México, Мéх., 1956; его же, La canción mexicana. Мéх., 1961; Stevenson R., Music in Aztec and Inca territory, Los Ang., 1968. П. Ахундов.
Мексика (Méjico, México), Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos). Государственный герб Мексики. Флаг государственный. Мексика. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|